Суббота, 18.05.2024, 19:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Экспериментальная психология

Гипотеза
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипо¬тезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспе-риментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в каче-стве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для уст-ранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и явля-ются инструментом совершенствования теоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Файерабенд. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемое™ (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в экс-перименте). Напомню, что принцип фальсифицируемое™ абсолю¬тен, так как опровержение теории всегда окончательно.Принцип ве-рифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность оп-ровержения гипотезы в следующем исследовании. Нас интересует второй тип гипотез — предположения, выдвигае¬мые для решения проблемы методом экспериментального исследо¬вания. Такие предположения называются экспериментальными ги¬потезами, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже су¬ществующих теориях, а сформулированные по принципу Файера-бенда: "все подходит". Их оправдание — в интуиции исследователя: "А почему бы не так?". Третий тип —эмпирические гипотезы, кото-рые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом та¬кой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: "Щелкни коро¬ву поносу, она махнет хвостом". После экспериментальной провер¬ки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного слу¬чая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора). Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной эксперимен-тальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их не-посредственной проверке. По содержанию гипотезы можно разде-лить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями. Проверк-а гипотез типа А — попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли фено-мен "сдвига к риску" при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной па-мяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б—о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипо¬теза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты бо-лее осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследова-нием. Их результатом является установление линейной или нели-нейной связи между процессами или обнаружение отсутствия тако-вой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В -/- о причинно-следственных связях. В экспе-риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за-висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни-тельных переменных. Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез: —контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически; —третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспе-риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере-менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери-менте; —точная экспериментальная гипотеза — предположение об от-ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения незави-симой переменной и "очищения" ее условий; —экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь¬ной) величине — предположение о том, при каком уровне независи¬мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини¬мальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представ¬лении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную — при достижении определен¬ного (высокого) уровня независимой переменной, становится силь¬нее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом экспери¬менте; —экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ¬ных отношениях — точное предположение о характере постепенно¬го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен¬ным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте; —экспериментальная гипотеза с одним отношением — предпо-ложение об отношении между одной независимой и одной зависи¬мой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный экспери¬мент, но вторая независимая переменная является при этом кон¬трольной: —комбинированная экспериментальная гипотеза — предположе¬ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной —с другой; проверяется только в фактор¬ном эксперименте. ^ Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении не-известного параметра, сформулированное на языке математической статистикй7|Любая научная гипотеза требует перевода на язык ста-тистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничива¬ют до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в проце¬дуре статистической интерпретации данных. Эта процедура своди¬ма к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги¬потез используются лишь два понятия, Н, (гипотеза о различии) и Нц (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия зако-номерности, порядок в виде отклонения от случайности. Подтверж-дение первой свидетельствует о верности статистического утверж-дения H|, а второй — о принятии гипотезы Нц — об отсутствии раз-личий (Дж.Гласе, Дж.Стенли, 1976). После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом пси-хологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется не-сколькими статистическими мерами: центральной тенденции, из-менчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей. Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации экс-перимента, а статистическая —для организации процедуры сравне-ния регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпи-рических исследований. Естественно, большое количество статис-тических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, оп-ровержения основной — экспериментальной гипотезы. Эксперимен-тальная гипотеза — первична, статистическая — вторична. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо-мерности, законы^, Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей". Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непо-средственно проверить нельзя. Теоретические высказывания явля-ются универсальными; из них выводятся частные следствия, кото¬рые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулиро-ваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводи-мые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для после-дующей проверки.
Категория: Экспериментальная психология | Добавил: Yasacura (09.12.2011)
Просмотров: 5818
Реклама
Поиск
Статистика