Суббота, 18.05.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Экспериментальная психология

Исследование
Отлюбой другой сферы человеческой деятельности наука отли¬чается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в кото¬рых научная работа протекает. Если цель науки — постижение исти¬ны, то его способ — научное исследование. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружа¬ющего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели иссле-дования, средств исследования (методологию, подходы, методы, ме-тодики), ориентацию исследования на воспроизводимость резуль-тата. Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя раз-граничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осу-ществляется не изолированно, а в рамках целостной научной про-граммы или в целях развития научного направления. Изучение осо-бенностей нарциссической личности Э.Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин "злокачествен ной агрес-сии". Программа К.Левина стала основой постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б.Ф.Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы по-родила исследования динамики и эффективности совместного ре-шения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процес-сов индивидуального и группового мышления и т.д. Исследования по своему характеру можно разделить'на фунда-ментальные и прикладные,монодисциплинарные и междисципли-нарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное ис-следование направлено на познание реальности без учета практи-ческого эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть исполь-зовано для решения конкретной практической задачи. Монодисцип-линярныеисследоеання проводятся в рамках отдельной науки (в дан-ном случае — психологии). Как и междисциплинарные, эти иссле-дования требуют участия специалистов различных областей и про-водятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу отно-сятся исследования: генетические; в области инженерной психофи-зиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексныеис-следования проводятся с помощью системы методов и методик, по-средством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой ре-альности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направ¬лено на выявление одного наиболее существенного, по мнению ис¬следователя, аспекта реальности. Любое исследование включает в себя ряд необходимых,этапов_ На каждом этапе решается определенная задача. Исследование на-чинается с постановки задачи, что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой пробле-ме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному резуль-тату. Если исследователь сомневается в результатах, полученных до него, он решает воспроизвести исследование по методике, предло-женной предшественниками. На следующем этапе исследователь анализирует методы и методики, которые применялись ранее для решения этой или аналогичных задач^ Наиболее творческий момент — в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направле-ние. Создание Б.Скиннером "проблемного ящика" послужило ос-новой для проведения серии исследований по оперантному науче¬нию животных. Изобретение Г.Эббингаузом "бессмысленных сло¬гов" способствовало открытию ряда интересных закономерностей работы долговременной памяти. Предложенный Ф.Гальтоном ме¬тод сравнения психических особенностей близнецов положил нача¬ло современным психогенетическим исследованиям. Следующим очень важным этапом является формулировки пред-положении — гипотез. Для их проверки строится план научного ис-следования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и вре-мя исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента. Проведение исследований по намеченному плану— следующий этап. Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации резуль-татов и повторном проведении опыта. После фиксации результатов эксперимента проводится первич¬ный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Фор-мулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной тео¬рии делаются новые выводы и предсказания. 6 Исследования по цели их проведения можно разделить на не¬скол ько_гипов_К первому относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично. под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подоб¬ным методом. Иногда аналогичные исследования называют иссле-дованиями "методом тыка": "Попробуем так, может, что-то и полу-чится". Научные работы такого рода направлены на получение прин¬ципиально новых результатов в малоисследованной области. Второй-тип — критические исследования. Они проводятся в це¬лях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования прово¬дятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпи¬рический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обыч-но, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распростра-няется найденное ранее теоретическое знание. И наконец, последний тип —воспроизводящее исследование. Цель его проведения — точное повторение эксперимента предшествен¬ников для определения достоверности, надежности и объективнос¬ти полученных результатов. Результаты любого исследования долж¬ны воспроизводиться другим исследователем^ Поэтому после откры¬тия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые при-званы про верить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основание всей науки, поскольку любой экспери-мент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим исследователем, обладающим соответствующей компетентностью. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента долж¬ны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе ис-следования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем. Теория естественно-научного исследования опирается наряд оче-видных предположений. Во-первых, мы считаем, что время непре-рывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Причина не может быть раньше следствия. Во-вторых, мы полага¬ем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области. Наконец, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен. Получаемый исследователем научный результат в идеале не дол¬жен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инва-риантны относительно времени. И завтра, и послезавтра, и через эн-ное количество лет время простой сенсомоторной реакции человека на световой сигнал должно варьировать в экспериментально уста-новленных на сегодняшний день пределах. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса, например мыслительного, который проис-ходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы (с по-правкой на особенности самого исследуемого объекта). В любом слу-чае последовательность этапов решения задачи, а именно — поста-новка задачи, анализ условий, инкубация, выдвижение гипотез, функциональное решение, конкретное решение, проверка решения и доказательство, — одна и та же. Российский психолог, изучающий последовательность этапов решения задачи, должен получить те же данные, что и британский. Наконец, научное знание интерсубъективно, т.е. научный резуль¬тат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, на-мерений, интуиции и т.д. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, людей, облада-ющих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир. Итак, научный результат должен быть инвариантным относитель¬но пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследо¬вания (объективным). До недавнего времени предполагалось, что на¬учный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом. Однако "квантово-механическая революция в научном мышлении, проис-шедшая в начале XX в., породила иной подход. Известный методолог П.Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция с объектом образуют инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. К последнему типу принадлежит и психология. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получе¬ны данные. Требования, которые я привел выше, относятся кидеальному ис-следованию и его идеальному результату. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он — другой в каждый следующий момент времени. Пространство не изо-тропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, непохожей ни на чью другую судьбой. Даже однояйцовые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уни-кальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на отношения с ис-пытуемыми, точность регистрации и на особенности интерпретации данных. Реальное исследование не может (да и не должно) полностью со-ответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя до-биться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе науч-ных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать ре-зультат, максимально приближенный к идеальному. Мы всегда вы-нуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий иссле-дования мы полагаем идентичными. Себя же считаем идеальными экспериментаторами, компетентными, бесстрастными, движимыми только поиском научной истины, а нежеланием заработать деньги или угодить научному руководителю. Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования экспери¬мента и обработки полученных данных. Термин "реальное исследо¬вание" может навести на мысль о том, что эта процедура полностью охватывает природный процесс, однако на самом деле такое пред ставление — иллюзия. В ходе любого "реального исследования" уче¬ный искусственно вычленяет, принимает во внимание часть реаль-ности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы "контролируется" экспериментатором. Кроме того, условия, в ко-торых проводятся исследование или наблюдение, эксперименталь¬ное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющи¬ми на результат — на поведение испытуемых и фиксацию его пара-метров. Поэтому следует различать явления и процессы, происхо-дящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или вос-производим входе исследования. Обобщим сказанное выше простей-шей схемой: Соответствие реального исследования идеальному будем назы¬вать внутренней валидностью. Соответствие реального исследования изучаемой объективной ре-альности назовем внешней вялидностью. И наконец, отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую, или прогностическую, валидность, поскольку план "идеального исследования" строится исходя из теоретической идеализации реальности -- гипотез иссле-дования. (Содержание этих понятий будет полнее раскрыто при рас-смотрении специфики психологического эксперимента.)
Категория: Экспериментальная психология | Добавил: Yasacura (09.12.2011)
Просмотров: 2347
Реклама
Поиск
Статистика