Суббота, 18.05.2024, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Экспериментальная психология

Основные общенаучные исследовательские методы
Все методы современной науки делятся на теоретические и эм-пирические. Деление это весьма условное. Выделяется в качестве самостоятельного метод моделирования, имеющий собственную спе-цифику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов от-личают интерпретационные методы, в частности методы представ-ления и обработки данных. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — пред-ставлением в форме умственных образов, формул, пространствен¬но-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается "в уме". /"Эмпирическое исследование проводится для проверки правиль-ности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпири-ческого исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, ра-ботает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном "во внешнем плане действия": рисуют¬ся схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теорети-ческом исследовании проводится "мысленный эксперимент", ког¬да идеализированный объект исследования (точнее — умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений. Метод моделирования отличен как от теоретического метода, да-ющего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпиричес-кого. При моделировании исследователь пользуется методом анало-гий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспери-ментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного выво¬да). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем. Для исследователя, применяющего моделирование, модель — ана¬лог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объек-там относятся уникальные системы, недоступные эксперименталь-ному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная систе¬ма, экосистема национального парка "Лосиный остров" и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологичес¬ких исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследо-вания. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важ-ных масштабных искажений). Вместо того, чтобы исследовать осо-бенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого "биологичес-кие модели": крыс, обезьян, кроликов и даже свиней. Различают "физическое" и "знаково-символическое" моделиро¬вание. "Физическая" модель исследуется экспериментально. "Зна-ково-символическая" модель, как правило, реализуется в виде бо¬лее или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения —дело теоретиков. Проблема "внешней" валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом. fK общенаучным эмпирическим методам относятся: I) наблюде¬ние, 2) эксперимент, 3) измерение. Рассмотрим особенности, воз¬можности, которые они предоставляют исследователю, и недостатки. Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студен¬тов, — наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю¬дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот¬ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последовате-ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу-чающих уникальные объекты, их поведение и историю. Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди-ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес¬ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До¬статочно вспомнить такие исследования, как работу А.Р.Лурии "Ма¬ленькая книжка о большой памяти" или монографию З.Фрейда "Ле¬онардо да Винчи". Идиографическому подходу противостоитномотетический подход — исследование, выявляющее общие законы развития, существова¬ния и взаимодействия объектов. Наблюдение является методом, на основе которого можно реа-лизовать или номотетический, или идиографический подход к по-знанию реальности. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ-екта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа-нием поведения объекта. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с ис-пользованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Одна¬ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре-чающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания су-щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред-ственного восприятия. Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от¬ветить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблю¬дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи¬тельно вмешиваться в естественное течение процесса. Главными особенностями метода наблюдения являются: —непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; —пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; —сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле-дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, бо¬лее "совершенные" методы эмпирического исследования: экспери¬мент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективи¬ровать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко-личественной форме. В отличие от наблюдения и измерения, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных усло-виях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. Измерение проводится как в естественных, так и искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь стремится не воздействовать на объект, а ре-гистрирует его характеристики такими, какими они являются "объ-ективно", независимо от исследователя и методики измерения (пос-леднее для ряда наук невыполнимо). В отличие от наблюдения, измерение проводится в ходе прибор-но-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного ин-струмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении не-возможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследование. Измерение обычно определяют как некоторую операцию, с по-мощью которой вещам приписываются числа. С математической точки зрения это "приписывание" требует установления соответст¬вия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической точки зрения измерение— это регистрация состояния объекта (объ¬ектов) с помощью состояний другого объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния — объ¬екта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вто-ричной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не пока-зателями прибора, а количественными характеристиками состояния объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внима-ние уделяли второй процедуре — интерпретации показателей, а не первой — описанию взаимодействия прибора и объекта. В идеале операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимо-действия объекта и прибора, а именно — влияние характеристик объ¬екта на его показания. Итак, измерение можно определить как эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаи-модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо-яний которого зависят от изменения состояния объекта. Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю пред-мет. Например, линейка — прибор для измерения длины. Сам ис-следователь может быть измерительным инструментом: "человек есть мера всех вещей". И действительно, ступня, палец, предплечье слу-жили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с "измерением" человеческого поведения: особенности поведения другого исследователь может оценивать непосредственно — тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде-нием. Но существует инструментальное измерение, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, например тест на интеллект. Особенности метода измерений в психологии будут рассмотрены в дальнейшем. Здесь отметим лишь то, что в психологии под изме-рением понимают два совершенно различных процесса. Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объек-тов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реаль¬ности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому. Психологическое измере¬ние во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальней¬шем, проводится исследователем для оценки особенностей поведе¬ния испытуемого. Это — задача психолога, а не испытуемого. В естественных науках следует различать, как предлагает С.С.Па-повян, три вида измерения: 1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы. 2. Производное измерение — это измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с другими. Для производного измерения требуется установление законов, описы-вающих связи между отдельными параметрами реальности, позво-ляющих вывести "скрытые" переменные на основе непосредствен¬но измеряемых переменных. 3. Измерение "по определению" производится тогда, когда мы про-извольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков харак-теризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состоя¬ние объекта. Сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними. Установление связей между различными свойствами объектов называется корреляцион-ным исследованием. Измерение можно охарактеризовать как метод, "промежуточный" между наблюдением и экспериментом, как "ин-струментальное наблюдение". Наблюдение условно можно отнести к "пассивным" методам ис-следования. Действительно, наблюдая поведение людей или изме¬ряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предостав¬ляет природа "здесь-и-теперь". Мы не можем повторно провести на-блюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь "внешние" свойства; зачастую, чтобы выявить "скрытые" свойства, необходимо "спро-воцировать" изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия. Для установления причинно-следственных связей между явле¬ниями и процессами проводится эксперимент. Исследователь ста¬рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае¬мый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается при-чиной, а изменение состояния (поведения) объекта — следствием. Эксперимент является "активным" методом изучения реальнос¬ти. Исследователь не только задает вопросы природе, но и "вынуж¬дает" ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве¬тить на вопросы: "Как? Когда? Каким образом?", а эксперимент отвечает на вопрос "Почему?". Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь¬ной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе экспери¬мента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и из¬меряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла¬ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием. Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественно-научной ориентированной психологии. В научной ли-тературе термин "эксперимент" применяется как к целостному экс-периментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь-ной пробе — опыту. Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение явля¬ется непосредственным, "пассивным" методом исследования. Из¬мерение — пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент —'активный и опосредованным ме i од изучения реальности. Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического иссле¬дования: непосредственный и "активный", при котором исследова¬тель без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объ¬ектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, навер¬ное, только в психологии и называется он беседой, а шире — комму¬никативным методом. Таким образом, получаем простейшую классификациюэмпири-ческих методов, представленную в таблице: Опосредованность Активный Пассивный Опосредованный Эксперимент Измерение Непосредственный Беседа Наблюдение
Категория: Экспериментальная психология | Добавил: Yasacura (09.12.2011)
Просмотров: 2198
Реклама
Поиск
Статистика