Суббота, 18.05.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Экспериментальная психология

Психологическая наука как выбор
Почему люди (и довольно большое количество) занимаются та¬кой странной областью деятельности, как наука? Возможно, на их выбор влияет постоянное переживание дефицита знаний о мире, ко¬торое ощущается как непонимание. В конечном счете ученый — это человек, который, может быть иногда, испытывает ощущение до-статочности знания о чем-то, но это переживание тут же сменяется ощущением недостаточности, неполноты, "нестыковки" и побуж¬дает восполнить эту неполноту. Но восполнить не только фантазия¬ми (тогда он не ученый, а сказочник), но и каким-либо действием, не важно каким: "внутренним", мыслительным либо внешним. Глав¬ное, что свое непонимание исследователь объясняет объективной нехваткой знания о мире. Иногда восполнить это незнание можно, прочитав книги, побеседовав с компетентными людьми — к этому и сводится обучение в средней и высшей школе, проверить свои не-знания на практике, решая задачи и сдавая экзамены. Если и это не излечивает от ощущения загадочности мира, выпускник вуза поступает в аспирантуру или претендует на нищенский оклад в научной лаборатории. Чувство нехватки знания имеет, скорее всего, ирраци-ональную природу, и потребность, порождающая это переживание, бессознательна. Она не сводится к так называемой познавательной мотивации, которая присуща человеку и высшим животным. По-знавательная потребность осознается, и не каждый человек, интере-сующийся каким-либо предметом, стремится стать исследователем. Я не беру в расчет тех, кто занимается наукой из-за "внешних" по отношению к сути научной деятельности причин, а таковых—99,9%. Речь идет о единичных субъектах, для которых занятие наукой — образ жизни, а не занудная работа с 9 до 18 или способ удовлетворе-ния тщеславия и достижения социального успеха и т.д. Хотя и эти мотивы нельзя сбрасывать со счетов. Кроме того, современная наука — устойчивый социальный ин¬ститут, гигантская система. Когда она поддерживается либо госу¬дарством, либо частными инвестициями, то неизбежно рекрутирует обычных, "нормальных" людей, для которых занятие наукой не имеет никакого "экзистенциального смысла", и является такой же "нормальной" работой, как ремонт электроаппаратуры или хирур¬гическая практика. Но вряд ли эти люди породили науку — особую форму человеческой деятельности — и поддерживают ее как особую сферу жизни со своими оригинальными правилами поведения, цен¬ностями и т.д. и т.п. Что касается занятий психологической наукой, то вопрос еще более запутан. В.М.Бехтереву приписывают фразу: "Психологи —с психинкой, неврологи —снервинкой". Примеров такого рода хва-тает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, состоявшие в браке не менее 5 раз посвящают жизнь психологии брака и семьи, а поэты-неудачни¬ки изучают психологию творчества. Ч.Дальтон, открывший явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (даль-тонизм), — сам имел этот дефект. З.Фрейд, по воспоминаниям близ-ких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, основоположник многих направлений психологии Ф.Гальтон, зани-мавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интел-лекта "самого" Ж.Пиаже вообще вне критики и оценок. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен либо "избытком", либо "недостаточностью" того или иного "пси-хического качества" у человека, главное, что это качество стало пред¬метом его внимания либо внимания окружающих. "Ужели слово найдено?". Можетбыть, чувство глобальной дезадаптации, непохо-жести на других людей и толкает человека в объятия "музы психологии" — Психеи? Но тогда, чем психология отлична от других сфер человеческого творчества, где комплекс неполноценности, откры¬тый А.Адлером, тоже проявил свою силу? Помимо переживания не-похожести у психолога должна присутствовать еще одна особенность: осознание различия субъективной и объективной реальности. "На-ивный" человек не различает их в своей повседневной жизни. Одна¬ко сны или необычные состояния сознания (при болезни, травме или опьянении — что в нашей культуре вещь все же обычная) вызы¬вают у него мысли, что эти два мира различны и есть "граница", их разделяющая. Не столько дезадаптация, сколько изначальная непри-способленность, "неприлаженность" душевного склада некоторых людей к миру, который прежде всего — мир человеческого обще¬ния, — связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, и может привести человека в психологию. Мир другого человека должен быть для психолога загадкой именно потому, что попытки приписать дру¬гому качества своего внутреннего мира, свои личные особенности приводили и приводят его к неудачам в общении и взаимодействии. Но психолог — не психопат, он чувствителен к "обратной" связи при общении. Именно это позволяет ему не приписывать свой мир другому, не опираться на прежний обыденный опыт, а каждый раз относиться к психике другого как к загадке, разгадку которой надо найти самому. Душеведческая направленность ума — результат его жизни, порожденный необычностью внутреннего мира, неадапти-рованностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодо¬леть рациональными методами, исследуя особенности психики дру-гихлюдей. Отсюда и терпимость, снисходительность клюдям, при¬сущая психологам, поскольку изначально допускается возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. То, что другим людям дается как бы "само собой", — навыки пове¬дения и общения, психолог вырабатывает и приобретает путем реф¬лексии и самообучения. Р.Кеттел с коллегами проводил исследование личностных черт, отличающих психологов-исследователей от психологов-практиков, с помощью опросника 16PF. "Профессиональные портреты" стро-ились с учетом эффективности деятельности в форме регрессион¬ных уравнений. Аргументами в них были личностные черты, функ¬цией — эффективность, весовые коэффициенты указывали на вклад факторов в прогноз эффективности профессиональной деятельнос¬ти. Для психолога-практика: Эфф. = 0,724 + 0,29В + 0,29Н + 0,29N. Для психолога-исследователя: Эфф. = 0,31 А + 0,78В + 0,47N, где А — "готовность к контактам", N — "умение поддерживать контакт", В — "общая интеллектуальность", Н — "ненасыщаемость контактами с другими людьми". Очевидно, психологи-исследователи с трудом переносят интен¬сивное общение и не тянутся к нему: тяжело постоянно переживать дезадаптацию (если следовать нашей гипотезе). Отсюда и меньшая значимость готовности к контактам, но (!) большая значимость "уме-ния поддерживать контакт" для профессионального успеха иссле-дователя. Психолог-практик нуждается в "живой воде" человечес-кого общения. Для него это естественная среда обитания, люди ему не надоедают, а контакты с ними потребны и никогда не утоляют жажду обще ния. Российские психологи Н.А.Аминов и М.В.Молоканов выявили, что для успеха практического психолога самыми важными качест¬вами личности являются: общий интеллект (фактор В по Кеттелу) и стрессоустойчивость, поддерживающий стиль общения (фактор Н). Психолог-исследователь в большей степени готов к контактам, ин-теллектуален, эмоционально холоден и рационален в поддержании контактов, сдержан при проявлении общего интереса к человеку. Практик умеет поддерживать контакт и устойчив к стрессу при об-щении, может контролировать свое поведение, эмоционально зара-зителен, эмпатичен, повышенно самоуверен, расслаблен, энергичен и самодостаточен. Следовательно, психолог-практик, в отличие от исследователя, является личностью, способной хорошо адаптиро-ваться к социальной среде. Похоже, на стезю психологии его толка-ют совсем иные мотивы, нежели психолога-исследователя: он ус-пешно взаимодействует с людьми и полагает, что их можно изме¬нить в лучшую сторону; понимая их проблемы, он не обращает вни¬мания на различия между собой и другими людьми. Ларошфуко был прав, когда написал: "Чем умнее человек, тем больше он видит раз¬личий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо". Нет успешного психолога без высокого интеллекта. Если человек осознал, что его субъективный мир и мир объек¬тивной реальности — это "две разные разницы", если он понял, что нет людей, абсолютно похожих друг на друга, если в его сознании или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъек¬тивном мире других людей и причинах их поведения, тогда у него есть шанс стать психологом не по названию.
Категория: Экспериментальная психология | Добавил: Yasacura (09.12.2011)
Просмотров: 1208
Реклама
Поиск
Статистика