Суббота, 18.05.2024, 20:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Экспериментальная психология

Теория исследования
Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой систе мой знаний о части реальности (предмете теории). Элементы тео¬рии логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суж-дений и понятий — базиса теории. Существует множество форм неэмпирического (теоретического) знания: законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипо-18 тезы и т.п. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные ком-поненты: 1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2) базис — множество первичных условных допу-щений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеали-зированный объект теории; 3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; 4) мно-жество выведенных в теории утверждений, которые составляют ос-новное теоретическое знание. Компоненты -юоретического знания имеют разное происхожде¬ние. Эмпирические основания теории получаются в результате ин-терпретации данных эксперимента и наблюдения. Правилалогичес-кого вывода неопределимы в рамках данной теории — они являются производными метатеории. Постулаты и предположения — следст-вие рациональной переработки продуктов интуиции, несводимые к эмпирическим основаниям. Скорее, постулаты служат для объясне-ния эмпирических оснований теории. Идеализированный объект теории представляет собой знаково-сим-волическую модель части реальности. Законы, формируемые в теории, на самом деле описывают не реальность, а идеализирован-ный объект. По способу построения различаются аксиоматические и гипоте-тико-дедуктивные теории. Первые строятся на системе аксиом, не-обходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории; вторые — на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную ос-нову.'Различают теории: качественные, построенные без привлече¬ния математического аппарата; формализованные; формальные. К качественным теориям в психологии можно отнести концепцию мо-тивации А.Маслоу, теорию когнитивного диссонанса П.Фестинже-ра, экологическую концепцию восприятия Д.Гибсона и пр. Форма-лизованные теории, использующие в своей структуре математичес-кий аппарат, —это теория когнитивного баланса Д.Хоманса, теория интеллекта Ж.Пиаже, теория мотивации К.Левина, теория личност-ных конструктов Д.Келл и. Формальной теорией (в психологии их немного) является, например, стохастическая теория теста Д.Раша (IRT — теория выбора пункта), широко применяемая при шкалиро-вании результатов психолого-педагогического тестирования. "Мо-дель субъекта со свободной волей" В.А.Лефевра (с определенными оговорками) может быть отнесена к сильно формализованным тео-риям. Различают эмпирическое основание и предсказательную мощ¬ность теории. Теория создается не только для того, чтобы описать реальность, которая послужила основой для ее построения: ценность теории заключается в том, какие явлен ия реальности она может пред-сказать, в какой мере этот прогноз будет точным. Наиболее слабы¬ми считаются теории ad hoc — для данного случая, позволяющие понять лишь те явления и закономерности, для объяснения которых они были разработаны. Последователи критического рационализма полагают, что экспе-риментальные результаты, противоречащие прогнозам теории, долж¬ны побуждать ученых к отказу от нее. Однако на практике эмпири¬ческие данные, не соответствующие теоретическим предсказаниям, могут побудить теоретиков к совершенствованию теории — созда¬нию "пристроек" к ее основному зданию. Кроме того, может быть несовершенной методика проведения эксперимента или интерпре¬тация его результатов. Зачастую исследователи не отказываются от старой теории, мирясь с опровергающими ее фактами или с тем, что она не может объяснить новые данные. Это происходит не потому, что ученые безразличны к истине. Пока не появилась альтернатива — новая теория, — нет смысла отвергать старую. Теории, как судну, необходима "живучесть", поэтому на каждый контрпример, на каждое экспериментальное опровержение она должна отвечать изменением своей структуры, приводя ее в соот-ветствие с фактами. Как правило, в определенное время существует не одна, а две или более теорий, с практически одинаковой успешностью объясняю¬щих экспериментальные результаты (в пределах погрешности опы¬та). Например, в психофизике существуют на равных теория порога и теория сенсорной непрерывности. В психологии личности конку-рируют и имеют эмпирические подтверждения несколько фактор¬ных моделей личности (модель Г.Айзенка, модель Р.Кеттела, мо¬дель "Большая пятерка" и др.). В психологии памяти аналогичный статус имеют модель единой памяти и концепция, основанная на вычленении сенсорной, кратковременной и долговременной памя¬ти, и т.д. Известный методолог Файерабенд выдвигает "принцип упорст¬ва": не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно про-тиворечащие ей факты. Второй его принцип — методологического анархизма: "Наука представляет собой по сути анархистское пред-приятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок... Это доказы-вается и анализом конкретных исторических событий, и абстракт¬ным анализом отношения между идеей и действием. Единственным, не препятствующим прогрессу, является принцип "допустимо все" ... Например, мы можем использовать гипотезы, про-тиворечащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно" (77. Файерабенд, 1986).
Категория: Экспериментальная психология | Добавил: Yasacura (09.12.2011)
Просмотров: 1989
Реклама
Поиск
Статистика