Суббота, 18.05.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Экспериментальная психология

Теория проблемы
Постановка проблемы — начало любого исследования. И самые наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?" или "Кто сильнее: кит или слон?") являются прототипами проблемы. Не нуж-дается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна. Можно считать очевидным, что все пред-меты, брошенные вами, упадут вниз. Но движение тел в невесомос¬ти, наблюдаемой в космическом корабле, опровергает эту "истину" ввиду отсутствия там верха и низа в обычном понимании. Красный цвет легко отличить от зеленого, а синий — от желтого, но люди с дефектами цветового зрения не различают оппонентные цвета. Счи-тается, что, чем больше у человека стремление достичь цели, тем он лучше будет работать. Но если его мотивация превысит некоторый оптимум (закон Йеркса — Додсона), то в деятельности возрастет ко-личество ошибок, научение будет протекать медленнее и т.д. - В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. И лишь изменчивость мира и духовная активность людей порождают проблемы. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в тер-минах определенной научной отраслилОна должна бытьоперацио-нализированной. "Почему солнце светит?" — вопрос, но не пробле-ма, поскольку не указывает область средств и метод своего решения. "Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве лю¬дей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?" — это проблема, которая сформу¬лирована в терминах психологии развития и может быть решена оп¬ределенными методами. Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы — об¬наружение "дефицита", нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить "белое пятно" в знаниях о мире — одно из главных проявлений таланта исследовате-ля. Итак, можно выделить следующие этапы порождения пробле¬мы: — выявление нехватки в научном знании о реальности; —описание проблемы на уровне обыденного языка; —формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, при-чины агрессивности поведения людей можно искать не в психоло-гических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологи-ческое знание и попытаться сформулировать проблему в иных тер-минах — влияния планет на характер и поведение человека. Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипоте¬зу исследования. Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и фи-лософскую трактовку понятия "проблема". «"Проблема" — объек-тивно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практичес-кий или теоретический интерес» (Философский энциклопедический словарь,1989). Проблемы подразделяются на реальные проблемы и "псевдопроб-лемы", которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание "веч¬ного двигателя" и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.
Категория: Экспериментальная психология | Добавил: Yasacura (09.12.2011)
Просмотров: 1009
Реклама
Поиск
Статистика