Проблема способностей
существует в психологии с конца XIX века, когда появились
первые попытки измерения способностей с помощью тестов. Одним из первых тестов
способностей была шкала измерения интеллекта Бине и Симона, созданная в 1905
г., которая измеряла 30 разнообразных способностей от сенсомоторной координации
до конструирования предложений и предназначалась для детей от 2 до 12 лет. Таким образом, с самого начала
предполагалось, что способности — это сложное многофакторное образование.
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека,
обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо
деятельности. Во-первых, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, или
навыкам, которые выработаны у человека. В них включаются те показатели, которые
являются условиями успешности деятельности. Во-вторых, о способностях
свидетельствует высокий темп усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для
деятельности. В-третьих, о способностях свидетельствует высокий творческий
уровень деятельности, оригинальность, новизна. В отношении состава и структуры
способностей в психологии нет единой точки зрения. Так, согласно концепции
Шадрикова, способности можно определить как свойства функциональных систем,
реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру
выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии
деятельности. Психические способности — это свойства нервной системы, в которой
реализуется функция отражения объективно существующего мира. Эта способность
ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить. Общие свойства нервной системы
проявляются в продуктивности деятельности, работоспособности, активности,
произвольной и непроизвольной регуляции, мнемических способностях. А вербальные
и невербальные способности определяются специализацией и взаимодействием
полушарий. Попытка систематизации и анализа способностей предпринята
Дружининым. Общие способности он определяет как способности получать,
преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность решать задачи на
основе применения имеющихся знаний), обучаемость
(способность приобретать знания) и креативность
(способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).
Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей
одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их
содержания. Такой точки зрения придерживаются Бине, Спирмен, Рубинштейн.
Интеллект рассматривается как механизм адаптации к среде, например, Пиаже пишет
о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности,
структурировании равновесных отношений между индивидом и средой. Наиболее
полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта
Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению,
рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической модели интеллекта, в
которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные
групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный,
практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные
перцептивные и сенсорные способности). Вербальный интеллект в большой мере
зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и
интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным
или кристаллизованным интеллектом. Невербальный, практико-технический интеллект
(или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется
общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот
интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется
воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются
уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий.
Коэффициент генетической
детерминации общего интеллекта составляет от 0,4 до 0,66. Он максимален для
вербального и пространственного интеллекта и минимален для перцептивных и
сенсорных способностей. В целом, можно отметить, что чем больше связана
конкретная способность с общей, тем выше генетическая детерминированность .
Коэффициенты корреляции между
детьми и родителями снижаются от 0,30-0,40 для общей способности до 0,10-0,20
для парциальных (сверху вниз). Показатели интеллекта характеризуются высокой
стабильностью в процессе онтогенеза. Так, Хансен провел измерение интеллекта у
613 мальчиков при обучении их в 3-м классе, и через 10 лет коэффициент
корреляции между показателями оказался очень высоким — r > 0,73. В целом,
отмечается прогрессивное улучшение показателей логического мышления до 35-45
лет, понимания слов до 55-60 лет, арифметических способностей до 55-60. Раньше всего
стабилизируются показатели невербального интеллекта — в 35-40 лет. После 60 лет
наблюдается снижение интеллектуальных характеристик. Динамика интеллекта
зависит от характера деятельности, степени активности и вовлеченности
интеллекта в деятельность человека. Социальные факторы, способствующие развитию
интеллекта, зависят от возраста. Так, в дошкольном возрасте — это уровень
образования родителей, эмоциональное одобрение со стороны родителей, поощрение
инициативы и благоразумия, формирование еще не нужных в данном возрасте навыков
и умений. В школьном возрасте развитию интеллекта способствуют стремление к
высоким достижениям, соревновательность, любознательность.
Вторым фактором общих
способностей является креативность, творческие возможности, понимаемые как
способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Об этом
факторе подробно см. «Мышление». Здесь же рассмотрим соотношение креативности с
интеллектом. Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало
работ, но они дают очень противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения
характеризуются большим индивидуальным своеобразием и может встречаться как
минимум 4 разных сочетания. Своеобразие сочетания интеллекта и креативности
проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях, способах
(формах) социальной адаптации (табл. 8). Диагностировать креативность довольно
сложно, так как творчество спонтанно и с помощью тестов мы можем выявить
креативов, но не можем точно определить некреативов.
Таблица 8.
Соотношение интеллекта и креативности
Высокая креативность
Высокий интеллект
|
Низкая креативность
Высокий интеллект
|
Уверены в себе
|
Высокое стремление к школьным успехам
|
Имеют адекватную самооценку
|
Тяжело переживают неудачу
|
Хороший самоконтроль
|
Преобладает не надежда на успех, а страх перед
неудачей
|
Инициативны
|
Избегают риска
|
Успешны
|
Не любят публично высказывать свои мысли
|
Хорошо адаптированы
|
Сдержанны, скрытны
Страдают без внешней адекватной оценки своих
поступков
|
Высокая креативность
Низкий интеллект
|
Низкая креативность
Низкий интеллект
|
С трудом приспосабливаются к школьным требованиям
|
Внешне хорошо адаптированы
|
Часто в изгоях
|
Держатся в середняках
|
Имеют увлечения вне школы
|
Довольны своим положением
|
Тревожны, страдают от неуверенности в себе,
комплекса неполноценности
|
Имеют адекватную самооценку
|
Учителя характеризуют их как тупых и
невнимательных, так как они не любят рутинных заданий
|
Низкий уровень предметных способностей
компенсируется пассивностью в учебе и развитием социального интеллекта и
общительностью
|
Креативность не всегда
поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного обучения,
связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач,
количество высококреативных школьников уменьшается. Развитию креативности
способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том
числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение
нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи. Сенситивные периоды
для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной
в 13-20 лет.
Обучаемость — это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в
широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков
(в узком смысле). Основным критерием обучаемости в широком смысле является
«экономичность» мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и
формулировании закономерностей в новом материале. Критериями обучаемости в
узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается
обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на
выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как
«бессознательную» первичную общую способность и эксплицитную «сознательную»
обучаемость.
Рассматривая соотношение
интеллекта, креативности и обучаемости, Дружинин выделяет в них 2 уровня. 1-й
определяется наследственными факторами, уровнем и особенностями развития
функций — это функциональный уровень, детерминированный природной организацией
индивида. 2-й уровень — операциональный — социально обусловленный, определяется
степенью сформированности операций, которые усваиваются индивидом в процессе
воспитания, образования и относятся к характеристике человека как субъекта
деятельности (рис. 12).
Уровни
|
Интеллект
|
Креативность
|
Обучаемость
|
1-й
|
Свободный, текучий
|
Потенциальная
|
Имплицитная
|
2-й
|
Связанный, кристаллизованный
|
Актуальная
|
Эксплицитная
|
Рис. 12. Двухуровневая структура способностей.
Таким образом, в структуре
способностей тесно переплетаются природно-обусловленные функциональные и
социально-обусловленные операциональные механизмы. Некоторые авторы включают в
структуру способностей стилевые характеристики, к которым прежде всего относят
познавательные стили. Познавательные стили — это устойчивые индивидуальные
особенности, проявляющиеся в способах восприятия и переработки информации
человеком.
Общие способности человека
связаны с темпераментом и проявляются в общей работоспособности, активности,
типах саморегуляции. Анализ психофизиологических основ общих способностей
показывает, что разные типы активности связаны с доминированием полушарий. При
этом «правополушарные» характеризуются
большей активированностью, сильной нервной системой, высокой лабильностью,
высоким развитием невербальных функций. Эти люди лучше учатся, решают задачи в
условиях дефицита времени, они устойчивы к стрессу, предпочитают интенсивные
формы обучения. «Левополушарные» характеризуются
низкой активированностью, они лучше учатся по гуманитарным предметам, лучше
планируют свою деятельность, у них выше точность выполнения работы. Хорошо
развита саморегуляция и вербальные функции. В то же время они характеризуются
инертностью и слабостью нервной системы.
В последние годы наряду с
общим интеллектом выделяют эмоциональный интеллект, который включает 5 типов
способностей: знание эмоций, управление эмоциями, распознавание эмоций у
других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Если
общий интеллект является фактором академической и профессиональной успешности,
то уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности
жизненного успеха.
|