Понятие темперамент означает
смешение частей, относится к природно обусловленным подструктурам личности.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду индивидуально-психологические
свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его
деятельности, такие как интенсивность (энергетический аспект поведения) и время
(темпоральный аспект поведения). Таким образом, темперамент характеризует
динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть
темп, ритм, быстроту, силу. Важнейшими критериями выделения свойств темперамента
являются наследуемость, проявление в раннем детстве, устойчивость проявления их
в разных ситуациях, проявление их как у животных, так и у человека. Теорий,
объясняющих механизмы темперамента, насчитывается очень много, но все их можно
условно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные,
нейродинамические.
Гуморально-эндокринная
теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в
организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь —
холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало. В
зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности
человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых
берутся от греко-латинских корней: флегматик («флегма» — слизь); холерик
(«хойле» — желчь); меланхолик («мелане хойле» — черная желчь) и сангвиник (sangis —
кровь). Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке.
Конституциональные теории
темпераментов разрабатывали Кречмер и Шелдон.
Основоположником
нейродинамической теории темперамента, объясняющий его с позиций функциональной
типологии высшей нервной деятельности, был Павлов. Он выделил 3 основных
свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность процессов
возбуждения и торможения. Он считал, что сочетание этих свойств определяет тип
высшей нервной деятельности и темперамент, как проявление этого типа в
поведении (табл. 7). Попытки применения теории типов нервной системы,
разработанной Павловым, к изучению человека принадлежат его ученикам
Красногорскому и Иванову-Смоленскому. Заслуга дальнейшей разработки типологии
ВНД применительно к темпераменту принадлежит психологам Теплову, его ученикам и
последователям Небылицыну, Русалову. Важнейшим их вкладом является изучение
нейрофизиологических механизмов основных свойств темперамента: общей активности
и эмоциональности.
Таблица 7.
Соотношение типов нервной системы темперамента
Особенности нервных
процессов
|
Тип нервной системы
|
Тип темперамента
|
Сила
|
Уравновешенность
|
Подвижность
|
Сильный
|
Уравновешенный
|
Подвижный
|
Живой
|
Сангвиник
|
Сильный
|
Неуравновешенный
|
Подвижный
|
Безудержный
|
Холерик
|
Сильный
|
Уравновешенный
|
Инертный
|
Инертный
|
Флегматик
|
Слабый
|
Неуравновешенный
|
Подвижный или инертный
|
Слабый
|
Меланхолик
|
В исследованиях Мерлина были
установлены многочисленные многозначные связи между свойствами нервной системы
и свойствами темперамента, что по существу означает, что одно и то же свойство
темперамента может быть обусловлено несколькими свойствами нервной системы, и
одно и то же свойство нервной системы может влиять на несколько проявлений
темперамента.
Современные концепции
темперамента пытаются объединить 3 указанные выше группы теорий темперамента:
гуморально-эндокринную, конституциональную и нейродинамическую. Так, в
«специальной теории индивидуальности» Русалова в качестве механизма
формирования темперамента предлагается рассматривать общую конституцию,
определяя ее как многоуровневую, целостную характеристику, включающую
биохимический, анатомо-морфологический и нейрофизиологический уровни. Какие бы
теории ни укладывались в основу темперамента, большинство исследователей, как
отечественных, так и зарубежных, определяют темперамент как устойчивую,
врожденную, базовую характеристику, которая определяет разнообразие
поведенческих проявлений. Кроме того, темперамент является первоосновой,
определяющей индивидуальные особенности поведения с самых первых месяцев жизни
и оказавшиеся устойчивыми на протяжении многих лет или всей жизни в целом. Факт
устойчивости проявления черт темперамента подтвержден лонгитюдными
исследованиями американских психологов Томаса и Чесс с сотрудниками,
наблюдавшими проявления темперамента у одних и тех же детей в младенческом, 5-
и 10-летнем возрасте, и другими исследованиями.
Свойства темперамента. В вопросе о том, какие
проявления психики и поведения можно отнести к свойствам темперамента, до сих
пор нет единой точки зрения. К числу свойств, наиболее часто включаемых в число
темпераментных, многие авторы относят показатели эргичности (активности) и
эмоциональности (Кант, Вундт, Небылицын и др.), в этот перечень Русалов
добавляет темп и пластичность. При этом, он полагает, что указанные четыре
свойства необходимо рассматривать в зависимости от сферы, в которой эти
свойства реализуются. Реализовываться они могут в двух сферах: предметной (при
взаимодействии с физической, предметной средой в виде объектно-ориентированных
стратегий) или социальной (в социальной сфере в виде субъектно-ориентированных,
коммуникативных стратегий). Более широкий набор свойств темперамента
представлен в концепции Мерлина. Он включает в число свойств темперамента
следующие.
Сенситивность как свойство характеризует общий способ чувствительности. Об этом
свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимых
для возникновения психической реакции человека.
Активность определяет, с какой степенью энергичности человек воздействует на
внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Активность
проявляется в целенаправленности и настойчивости в достижении целей,
сосредоточенности в длительной работе и т. п. Континуум проявлений активности
распределяется от вялости и пассивности до высоких степеней энергичности и
подъема.
Реактивность (иногда это свойство называют импульсивностью). О реактивности судят по
тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние
воздействия (критическое замечание, угроза, резкий звук, обидное слово и др.).
Соотношение активности и реактивности. Это свойство проявляется в
том, каково соотношение осознанного и неосознанного в регуляции поступков
человека, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных
внешних или внутренних обстоятельств (настроений, желаний) или от целей,
обдуманных намерений, планов. В ряде исследований установлено обратное
соотношение между реактивностью и активностью. То есть чем выше реактивность
индивида, тем меньше его активность.
Темп реакций. О темпе реакций судят по скорости движений, темпу речи, находчивости,
скорости запоминания и других скоростных показателях психики.
Пластичность — ригидность определяется
тем, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям,
изменяет приемы и способы действий, не снижая скорости, приспосабливается к
новым условиям или его поведение, привычки характеризуются косностью.
Экстраверсия — интроверсия. Этот термин, впервые введенный Юнгом, широко
используется в концепции темпераментных свойств Айзенка. Этот параметр
определяет, от чего преимущественно зависят реакции человека: от внешних впечатлений,
возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений,
мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Экстраверсия проявляется в
стремлении к общению, открытости, направленности на внешний мир. Интроверсия
проявляется противоположными качествами. В некоторых концепциях темперамента
это свойство обозначается как социабельность.
Эмоциональная возбудимость выражает эмоциональную восприимчивость,
эмоциональная чувствительность определяется тем, насколько слабое воздействие
необходимо для возникновения эмоциональной реакции.
Эмоциональная лабильность определяет скорость, с которой возникает и
прекращается эмоциональная реакция или состояние. От эмоциональной лабильности
зависит, как быстро происходит смена одного переживания другим.
Для характеристики
темперамента важно описание не отдельных его характеристик, а их сочетание.
Так, для сангвиника характерным является высокая
нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений,
эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Эмоциональные переживания
сангвиника неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных
воздействиях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а
иногда и поверхностности.
Для холерика характерны высокий уровень нервно-психической активности и
энергии действий; резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и
яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Флегматик характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью
переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи;
ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных
воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные
черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних
лишь привычных действий.
Меланхолика характеризуют низкий уровень нервно-психической активности,
сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная
реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. При
неудачных воспитательных воздействиях — повышенная до болезненности
эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым
внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не
заслуживают.
Темперамент как основной
фактор определяет систему предпочтений и специфику реакций человека, являясь основой для формирования в процессе
воспитания и обучения индивидуальных черт характера, навыков, стилей
деятельности. С этой позиции нельзя делить темпераменты на плохие и хорошие.
Каждый из темпераментов представляет основу адаптивных возможностей человека,
связанных с реализацией его биологических программ.
|