Проблема воли, волевой
регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих
пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как
самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и
разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который
указывал, что воля — это деятельная сторона разума и морального чувства,
выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и
поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно
связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда
сознательное и преднамеренное.
Обычно в психологии выделяют
две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к
анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он
рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что
предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации
действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления
Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и
самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.
Формы проявления волевых
процессов могут быть разнообразными, например, Мясищев выделяет 3 основные
формы проявления воли:
1) при выполнении физической
и умственной работы;
2) при наступившем утомлении
или отказе от удовольствия во имя выполнения заданий по мотивам объективного
характера;
3) при изменении привычного
темпа деятельности и действия.
Волевые действия различаются
по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в
действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием
вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии.
Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6
стадий, однако большинство рассматривает следующие четыре стадии:
1) возникновение побуждения
и постановка цели;
2) стадия обсуждения и
борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение.
На первом этапе
зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения,
объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее
объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к
действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между
которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека,
формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения.
После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов,
человек испытывает облегчение. В сложном волевом действии за принятием решения
следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются
пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных
действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением
препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего
(усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние
препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием
волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного
волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические
процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в
исполнительной части — умения, навыки, способности.
Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды
афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные
действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и
непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое
движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень
имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся
система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный,
пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический),
которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления
двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с
организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются
участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с
поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к
какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).
В целом, можно сказать, что
произвольное управление связано с работой практически всей коры головного
мозга.
Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в
случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект
подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных
соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических
состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее
компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость.
Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха
— смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других
случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется.
Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная
эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению.
Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности.
Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая
регуляция.
Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и
приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей
человека. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые
формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с
типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность
долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от
врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее
лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств
требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей.
Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический
(моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический
(типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые
качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К
первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь,
делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью,
способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство,
настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества,
как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли
имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его
возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может
создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли
обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких
убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации
личности.