Суббота, 18.05.2024, 16:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Возрастная психофизиология

Представления о возрастной периодизации онтогенеза человека
Существует несколько принятых схем периодизации развития человека в онтогенезе.
При этом критерием деления жизненного цикла на отдельные периоды является, по
Аршавскому, способ взаимодействия организма с условиями среды. Под периодом
понимается отрезок времени онтогенеза, в течение которого физиологические функции
имеют более или менее стабильный характер. Период может быть разделен на отдельные
фазы, различающиеся по каким-либо характерным признакам.
Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап
онтогенеза, или критический период, в течение которого происходят преобразования каких-
либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и
психофизиологическому переформированию организма.
Такие критические периоды имеют место и в пре-, и в постнатальном
онтогенезе. В связи с психофизиологической тематикой нас будет интересовать в основном
постанатальный отнтогенез, хотя на самом деле для формирования нормальной психики
ребенка и взрослого человека небезразлично действие ряда внешних и внутренних факторов
и в пренатальном онтогенезе.
Наиболее приняты следующие схемы возрастной онтогенетической периодизации
(табл. 1.1-1.4, рис. 1.1).
Наиболее важные (ключевые) моменты периода новорожденности для
последующего психологического развития ребенка – это возможности импринтинга
(Пиаже, Аршавский) и коммуникативные интонационные реакции, начиная с первого
крика (Аршавский, Тонкова-Ямпольская). Возникновение импринтинга у новорожденных
говорит и о возможности образования у них натуральных условных рефлексов, в то время
как искусственные условные рефлексы возникают гораздо позднее (Касаткин).
Возраст около 1 года, будучи критическим в отношении реализации позы стояния,
является переломным этапом для ребенка и способствует прогрессированию его
интеллектуального развития (Пиаже). Этот возраст (до 2-х лет), по Пиаже,
характеризуется как период сенсомоторного интеллекта.
2,5-3 года – это переломный этап при переходе в качественно новый возрастной
период – период дошкольного возраста, длящийся до 7 лет. Это период (по Красногорскому,
начиная с 2-х летнего возраста) бурного речевого развития: в 2-х-летнем возрасте – это 200-
400 слов, усвоенных ребенком и фонематически воспроизводимых; в 3 года словарный запас
существенно расширяется, особенно в связи с возникновением вопроса "Что такое”
(Красногорский) и с развитием познавательной деятельности. Активизируется двигательное
поведение, также способствующее становлению речевой деятельности (Кольцова), в это
время ребенок овладевает правильным построением речи, осваивая падежи, лица,
глагольные формы. При этом в качестве фактора, влияющего на становление речи и на
интеллектуальное развитие ребенка, выступает двигательная активность. Речь
ребенка начинает формироваться в годовалом возрасте путем подражания взрослым (после
того как завершается структурное созревание корковых центров речи). В случае же изоляции
ребенка от взрослых в этом возрасте речь не развивается и не реализуется даже после
прекращения изоляции, если изоляция была достаточно долгой (до 16 лет - "случай Каспар
Хаузера”)
7-летний возраст также является критическим после чего следует новый период,
длящийся до 12-13 лет, это младший школьный возраст. В этот период активизируются и
совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и
развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у
ребенка строится понятийная система.
С 12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста, в течение
которого происходит половое созревание – это пубертатный период, начало которого у девочек приходится на 12-13, а у мальчиков на 16-17 лет. Этот период характеризуется
эмоциональным напряжением, особенно у девочек.
Период с 11 до 15 лет Пиаже рассматривает как время появления новых функций,
связанных с формальными операциями; эти операции могут запускаться развивающимися
к этому времени центральными нервными структурами, которые обеспечивают построение
новых логических конструкций типа: "… а если бы”. Подростковый возраст является
часто "трудным возрастом”, ибо в это время происходит самоутверждение подростка, что
также существенно отражается на становлении и развитии его эмоциональной сферы.
С 17 лет начинается юношеский возраст, который длится у девушек до 19-20, а у
юношей - до 22-23 лет. К этому времени завершается половое созревание и с 22 лет
начинается следующий возрастной период - детородный (или стационарное состояние).
Естественно, этот период является наиболее изученным. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями,
связанными с доминированием тех или иных функций организма, обеспечивающих те или
иные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума. В
критические стадии (переломные этапы) происходит передоминирование ряда
функций, что выражается в переконструировании констелляций нервных центров,
обеспечивающих соответствующие перестройки поведения.
При этом отмечается, что по сравнению с взрослым (стационарным) состоянием все
предыдущие периоды, а особенно критические стадии, характеризуются меньшей
адаптивностью и резистентностью к действию различных стрессорных раздражителей
(особенно сублетальных и летальных). В критической стадии не исключена задержка
развития под действием неадекватных сильных раздражителей, тормозящих переход к следующему возрастному периоду, а в конечном итоге возможно даже последующее
неполноценное развитие.
При этом важную роль в перестройках поведения с образованием новых его форм
играет кора мозга, обеспечивая благодаря акцептору действия и обратной афферентации
выработку и закрепление новых программ наиболее адекватных для каждого возрастного
периода.
И, наконец, после окончания стационарного периода взрослого состояния наступает
завершающий этап жизненного цикла — регрессивный (или инволюционный) период, когда
процессы самообновления цитоплазмы клеток постепенно затухают, что приводит, как
правило, к ослаблению памяти и к характерным общим изменениям в эмоциональной и
интеллектуальной сферах.


Категория: Возрастная психофизиология | Добавил: Yasacura (12.01.2010)
Просмотров: 6433
Реклама
Поиск
Статистика