|
Курсы
Представления о возрастной периодизации онтогенеза человека
Существует несколько принятых схем периодизации развития человека в онтогенезе. При этом критерием деления жизненного цикла на отдельные периоды является, по Аршавскому, способ взаимодействия организма с условиями среды. Под периодом понимается отрезок времени онтогенеза, в течение которого физиологические функции имеют более или менее стабильный характер. Период может быть разделен на отдельные фазы, различающиеся по каким-либо характерным признакам. Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап онтогенеза, или критический период, в течение которого происходят преобразования каких- либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и психофизиологическому переформированию организма. Такие критические периоды имеют место и в пре-, и в постнатальном онтогенезе. В связи с психофизиологической тематикой нас будет интересовать в основном постанатальный отнтогенез, хотя на самом деле для формирования нормальной психики ребенка и взрослого человека небезразлично действие ряда внешних и внутренних факторов и в пренатальном онтогенезе. Наиболее приняты следующие схемы возрастной онтогенетической периодизации (табл. 1.1-1.4, рис. 1.1). Наиболее важные (ключевые) моменты периода новорожденности для последующего психологического развития ребенка – это возможности импринтинга (Пиаже, Аршавский) и коммуникативные интонационные реакции, начиная с первого крика (Аршавский, Тонкова-Ямпольская). Возникновение импринтинга у новорожденных говорит и о возможности образования у них натуральных условных рефлексов, в то время как искусственные условные рефлексы возникают гораздо позднее (Касаткин). Возраст около 1 года, будучи критическим в отношении реализации позы стояния, является переломным этапом для ребенка и способствует прогрессированию его интеллектуального развития (Пиаже). Этот возраст (до 2-х лет), по Пиаже, характеризуется как период сенсомоторного интеллекта. 2,5-3 года – это переломный этап при переходе в качественно новый возрастной период – период дошкольного возраста, длящийся до 7 лет. Это период (по Красногорскому, начиная с 2-х летнего возраста) бурного речевого развития: в 2-х-летнем возрасте – это 200- 400 слов, усвоенных ребенком и фонематически воспроизводимых; в 3 года словарный запас существенно расширяется, особенно в связи с возникновением вопроса "Что такое” (Красногорский) и с развитием познавательной деятельности. Активизируется двигательное поведение, также способствующее становлению речевой деятельности (Кольцова), в это время ребенок овладевает правильным построением речи, осваивая падежи, лица, глагольные формы. При этом в качестве фактора, влияющего на становление речи и на интеллектуальное развитие ребенка, выступает двигательная активность. Речь ребенка начинает формироваться в годовалом возрасте путем подражания взрослым (после того как завершается структурное созревание корковых центров речи). В случае же изоляции ребенка от взрослых в этом возрасте речь не развивается и не реализуется даже после прекращения изоляции, если изоляция была достаточно долгой (до 16 лет - "случай Каспар Хаузера”) 7-летний возраст также является критическим после чего следует новый период, длящийся до 12-13 лет, это младший школьный возраст. В этот период активизируются и совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у ребенка строится понятийная система. С 12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста, в течение которого происходит половое созревание – это пубертатный период, начало которого у девочек приходится на 12-13, а у мальчиков на 16-17 лет. Этот период характеризуется эмоциональным напряжением, особенно у девочек. Период с 11 до 15 лет Пиаже рассматривает как время появления новых функций, связанных с формальными операциями; эти операции могут запускаться развивающимися к этому времени центральными нервными структурами, которые обеспечивают построение новых логических конструкций типа: "… а если бы”. Подростковый возраст является часто "трудным возрастом”, ибо в это время происходит самоутверждение подростка, что также существенно отражается на становлении и развитии его эмоциональной сферы. С 17 лет начинается юношеский возраст, который длится у девушек до 19-20, а у юношей - до 22-23 лет. К этому времени завершается половое созревание и с 22 лет начинается следующий возрастной период - детородный (или стационарное состояние). Естественно, этот период является наиболее изученным. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями, связанными с доминированием тех или иных функций организма, обеспечивающих те или иные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума. В критические стадии (переломные этапы) происходит передоминирование ряда функций, что выражается в переконструировании констелляций нервных центров, обеспечивающих соответствующие перестройки поведения. При этом отмечается, что по сравнению с взрослым (стационарным) состоянием все предыдущие периоды, а особенно критические стадии, характеризуются меньшей адаптивностью и резистентностью к действию различных стрессорных раздражителей (особенно сублетальных и летальных). В критической стадии не исключена задержка развития под действием неадекватных сильных раздражителей, тормозящих переход к следующему возрастному периоду, а в конечном итоге возможно даже последующее неполноценное развитие. При этом важную роль в перестройках поведения с образованием новых его форм играет кора мозга, обеспечивая благодаря акцептору действия и обратной афферентации выработку и закрепление новых программ наиболее адекватных для каждого возрастного периода. И, наконец, после окончания стационарного периода взрослого состояния наступает завершающий этап жизненного цикла — регрессивный (или инволюционный) период, когда процессы самообновления цитоплазмы клеток постепенно затухают, что приводит, как правило, к ослаблению памяти и к характерным общим изменениям в эмоциональной и интеллектуальной сферах.
|
Категория: Возрастная психофизиология | Добавил: Yasacura (12.01.2010)
|
Просмотров: 6433
|
|
|