Суббота, 18.05.2024, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Возрастная психофизиология

Развитие условнорефлекторной функции
Условнорефлекторная деятельность формируется уже у новорожденного ребенка.
Что же касается возможности выработки условного рефлекса у человеческого плода, то этот
вопрос спорен, и у недоношенных детей условные рефлексы (оборонительные – на звук)
вырабатываются примерно к возрасту, соответствующему сроку их нормального рождения,
т.е. при недоношенности 1-2 месяца условный рефлекс вырабатывается к середине 2-го
месяца постнатальной жизни, при недоношенности 2-2,5 месяца – к 1,5-2-месячному
возрасту, при недоношенности 3-3,5 месяца – к 3-му месяцу постнатальной жизни. А у
нормально доношенного новорожденного подобные условные рефлексы вырабатываются к
концу 1-го месяца жизни (Касаткин). По-видимому, более раннее рождение приводит к более
ранней миелинизации путей и более быстрому (адаптивному) созреванию нервных центров в
связи с вынужденной интенсификацией функционирования (Клоссовский), что по путям
обратной афферентации способствует активации центральных мозговых сторуктур.
Наиболее ранними являются интероцептивные условные рефлексы, что связано с
большей зрелостью вегетативных безусловных рефлексов на момент рождения ребенка по
сравнению с соматическими. Так, уже к концу 1-й недели жизни у младенца перед
кормлением проявляется ряд вегетативных компонентов пищевого условного рефлекса
(Архангельская, Крачковская), возникающего в ответ на интеро-, вестибуло- и
проприоцептивные сигналы. На экстероцептивные же воздействия условные рефлексы
формируются лишь с конца 3-го месяца жизни ("комплекс оживления” на зрительные
стимулы). При этом наличие кинестетического компонента способствует более быстрому и
более прочному образованию зрительных и слуховых условных рефлексов, т.е. оказывается
возможной выработка рефлекса на комплексные раздражители.
У годовалого ребенка вырабатывается значительное количество как положительных,
так и тормозных условных рефлексов. Если при воспитании ребенка соблюдается режим
питания, сна, прогулок и т.д., то на протяжении первого года его жизни формируются
динамические стереотипы интероцептивных условных рефлексов, более важные в этот
период жизни, чем стереотипы экстероцептивных рефлексов, которые приобретают
значимость лишь к концу первого года жизни. К этому же времени у ребенка
вырабатываются рефлексы на комплексы, в состав которых входят слова, т.е. закладывается
база для последующего формирования второй сигнальной системы (Кольцова).
В течение первого года жизни возможны импринтинги (Баулби, Колдуэлл, Скотт и
др.) – это критический возраст для запечатления. В это же врямя (возраст от 6 недель до 6 месяцев) возникает довольно жесткая связь с матерью (или замещающим ее человеком). При
насильственном расторжении этой связи (либо при невозможности формирования ее)
возникают существенные нарушения в эмоциональной сфере ребенка, которые
впоследствии могут сказаться в психических расстройствах взрослого человека, даже если
ребенок был отделен от матери в следующем критическом периоде – в 3-х –летнем возрасте
(Баулби).
В период от 1 года до 3 лет ребенок проявляет бурную исследовательскую
деятельность. Формируются условные рефлексы на отношения величин (тяжести,
удаленности, окраски). В это время происходит формирование систем условных связей на
стереотипы экстероцептивных сигналов, формируются поведенческие динамические
стереотипы (процедуры поведения). На 2-ом году жизни усиленно развивается речь:
понимание и артикуляция. Понимание опережает артикуляцию, которая базируется не
только на звуковом анализе, но и на проприоцептивном.
Очень важной особенностью высшей нервной деятельности ребенка является
прочность и длительная сохраняемость (даже на всю жизнь) условных связей, выработанных
в раннем детстве (Кольцова), что может быть связано как с особой остротой восприятия
ребенка в «сензитивный период» (Лонг), так и с очень высоким уровнем возбудимости
подкорково-стволовых структур мозга (Пейпер), что обеспечивает более интенсивное
безусловнорефлекторное подкрепление.
В период с 5 до 7 лет отмечается усложнение высшей нервной деятельности ребенка.
В связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры (Преображенская) и
миелинизацией прилегающих участков белого вещества (Клоссовсекий), совершенствуются
нервно-психические функции ребенка -– оказывается возможным словесное обобщение
признаков и событий, вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной
экстраполяция (Кольцова), а также выработка условного рефлекса при вероятностном
подкреплении.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) происходит дальнейшее развитие и
стабилизация высшей нервной деятельности (Красногорский, Кабанов).
В переходном возрасте (первая фаза: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков),
совпадающем с пубертатным периодом, отмечается общее повышение возбудимости
центральной нервной системы, приводящее к широкой генерализации возбуждения, к
развитию фазовых состояний высшей нервной деятельности. Появляется тенденция к
обобщению и перво-, и второсигнальных раздражений. Удлиняются латентные периоды
условных рефлексов на словесные и укорачиваются – на конкретные сигналы. В этом
возрасте отмечается снижение тонуса коры и возникают вегетативные нарушения, которые у
девочек проявляются более ярко, чем у мальчиков.
Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков),
наиболее бурно протекающей, наблюдается у подростков психическая
неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии
и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их
установок, усиливается обидчивость, у девочек – склонность к слезам. В то же время
возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные
раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций. К
концу переходного периода, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и
подкорково-стволовыми структурами, организм может считаться созревшим по проявлениям
высшей нервной деятельности.
У взрослого человека при общей стабилизации возбудительно-тормозных отношений,
отмечаются некоторые половые различия в протекании условнорефлекторной деятельности.
Так, женщины характеризуются отсутствием соответствия по уровню зрительно-моторных и
слухо-моторных условных рефлексов, в то время как у мужчин отмечается соответствие этих
реакций при высокой статистической значимости корреляций этих показателей.

Что касается взаимодействия сигнальных систем у взрослого человека, то
отмечается существенное влияние словесных сигналов на ориентировочные и двигательные
условные рефлексы.
В пожилом возрасте и при старении на фоне ослабления нервных процессов,
ухудшения внимания и памяти, повышения утомляемости отмечается возрвстание
раздражительности, эмоциональная неустойчивость, а при патологических изменениях
высшей нервной деятельносчти – на фоне углубляющейся амнезии могут появляться идеи
ущербного содержания. По мере старения ухудшается выработка новых условных
рефлексов, а старые проявляются с удлинением латентных периодов. Для стареющего
человека характерно нарушение возбудительно-тормозного взаимодействия, а также
соотношения условнорефлекторных ответов на перво- и второсигнальные раздражители.
Однако, процесс инволюции (как, впрочем, и процесс становления и развития
психики) и начинается, и протекает с большими индивидуальными различиями, что
обусловлено генетическими предпосылками человека и, в частности, его типологией, а также
влиянием среды, особенно социальной.
Категория: Возрастная психофизиология | Добавил: Yasacura (12.01.2010)
Просмотров: 1423
Реклама
Поиск
Статистика