|
Курсы
Развитие условнорефлекторной функции
Условнорефлекторная деятельность формируется уже у новорожденного ребенка. Что же касается возможности выработки условного рефлекса у человеческого плода, то этот вопрос спорен, и у недоношенных детей условные рефлексы (оборонительные – на звук) вырабатываются примерно к возрасту, соответствующему сроку их нормального рождения, т.е. при недоношенности 1-2 месяца условный рефлекс вырабатывается к середине 2-го месяца постнатальной жизни, при недоношенности 2-2,5 месяца – к 1,5-2-месячному возрасту, при недоношенности 3-3,5 месяца – к 3-му месяцу постнатальной жизни. А у нормально доношенного новорожденного подобные условные рефлексы вырабатываются к концу 1-го месяца жизни (Касаткин). По-видимому, более раннее рождение приводит к более ранней миелинизации путей и более быстрому (адаптивному) созреванию нервных центров в связи с вынужденной интенсификацией функционирования (Клоссовский), что по путям обратной афферентации способствует активации центральных мозговых сторуктур. Наиболее ранними являются интероцептивные условные рефлексы, что связано с большей зрелостью вегетативных безусловных рефлексов на момент рождения ребенка по сравнению с соматическими. Так, уже к концу 1-й недели жизни у младенца перед кормлением проявляется ряд вегетативных компонентов пищевого условного рефлекса (Архангельская, Крачковская), возникающего в ответ на интеро-, вестибуло- и проприоцептивные сигналы. На экстероцептивные же воздействия условные рефлексы формируются лишь с конца 3-го месяца жизни ("комплекс оживления” на зрительные стимулы). При этом наличие кинестетического компонента способствует более быстрому и более прочному образованию зрительных и слуховых условных рефлексов, т.е. оказывается возможной выработка рефлекса на комплексные раздражители. У годовалого ребенка вырабатывается значительное количество как положительных, так и тормозных условных рефлексов. Если при воспитании ребенка соблюдается режим питания, сна, прогулок и т.д., то на протяжении первого года его жизни формируются динамические стереотипы интероцептивных условных рефлексов, более важные в этот период жизни, чем стереотипы экстероцептивных рефлексов, которые приобретают значимость лишь к концу первого года жизни. К этому же времени у ребенка вырабатываются рефлексы на комплексы, в состав которых входят слова, т.е. закладывается база для последующего формирования второй сигнальной системы (Кольцова). В течение первого года жизни возможны импринтинги (Баулби, Колдуэлл, Скотт и др.) – это критический возраст для запечатления. В это же врямя (возраст от 6 недель до 6 месяцев) возникает довольно жесткая связь с матерью (или замещающим ее человеком). При насильственном расторжении этой связи (либо при невозможности формирования ее) возникают существенные нарушения в эмоциональной сфере ребенка, которые впоследствии могут сказаться в психических расстройствах взрослого человека, даже если ребенок был отделен от матери в следующем критическом периоде – в 3-х –летнем возрасте (Баулби). В период от 1 года до 3 лет ребенок проявляет бурную исследовательскую деятельность. Формируются условные рефлексы на отношения величин (тяжести, удаленности, окраски). В это время происходит формирование систем условных связей на стереотипы экстероцептивных сигналов, формируются поведенческие динамические стереотипы (процедуры поведения). На 2-ом году жизни усиленно развивается речь: понимание и артикуляция. Понимание опережает артикуляцию, которая базируется не только на звуковом анализе, но и на проприоцептивном. Очень важной особенностью высшей нервной деятельности ребенка является прочность и длительная сохраняемость (даже на всю жизнь) условных связей, выработанных в раннем детстве (Кольцова), что может быть связано как с особой остротой восприятия ребенка в «сензитивный период» (Лонг), так и с очень высоким уровнем возбудимости подкорково-стволовых структур мозга (Пейпер), что обеспечивает более интенсивное безусловнорефлекторное подкрепление. В период с 5 до 7 лет отмечается усложнение высшей нервной деятельности ребенка. В связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры (Преображенская) и миелинизацией прилегающих участков белого вещества (Клоссовсекий), совершенствуются нервно-психические функции ребенка -– оказывается возможным словесное обобщение признаков и событий, вырабатываются ассоциативные рефлексы и становится доступной экстраполяция (Кольцова), а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении. В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) происходит дальнейшее развитие и стабилизация высшей нервной деятельности (Красногорский, Кабанов). В переходном возрасте (первая фаза: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков), совпадающем с пубертатным периодом, отмечается общее повышение возбудимости центральной нервной системы, приводящее к широкой генерализации возбуждения, к развитию фазовых состояний высшей нервной деятельности. Появляется тенденция к обобщению и перво-, и второсигнальных раздражений. Удлиняются латентные периоды условных рефлексов на словесные и укорачиваются – на конкретные сигналы. В этом возрасте отмечается снижение тонуса коры и возникают вегетативные нарушения, которые у девочек проявляются более ярко, чем у мальчиков. Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков), наиболее бурно протекающей, наблюдается у подростков психическая неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их установок, усиливается обидчивость, у девочек – склонность к слезам. В то же время возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций. К концу переходного периода, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и подкорково-стволовыми структурами, организм может считаться созревшим по проявлениям высшей нервной деятельности. У взрослого человека при общей стабилизации возбудительно-тормозных отношений, отмечаются некоторые половые различия в протекании условнорефлекторной деятельности. Так, женщины характеризуются отсутствием соответствия по уровню зрительно-моторных и слухо-моторных условных рефлексов, в то время как у мужчин отмечается соответствие этих реакций при высокой статистической значимости корреляций этих показателей.
Что касается взаимодействия сигнальных систем у взрослого человека, то отмечается существенное влияние словесных сигналов на ориентировочные и двигательные условные рефлексы. В пожилом возрасте и при старении на фоне ослабления нервных процессов, ухудшения внимания и памяти, повышения утомляемости отмечается возрвстание раздражительности, эмоциональная неустойчивость, а при патологических изменениях высшей нервной деятельносчти – на фоне углубляющейся амнезии могут появляться идеи ущербного содержания. По мере старения ухудшается выработка новых условных рефлексов, а старые проявляются с удлинением латентных периодов. Для стареющего человека характерно нарушение возбудительно-тормозного взаимодействия, а также соотношения условнорефлекторных ответов на перво- и второсигнальные раздражители. Однако, процесс инволюции (как, впрочем, и процесс становления и развития психики) и начинается, и протекает с большими индивидуальными различиями, что обусловлено генетическими предпосылками человека и, в частности, его типологией, а также влиянием среды, особенно социальной.
|
Категория: Возрастная психофизиология | Добавил: Yasacura (12.01.2010)
|
Просмотров: 1423
|
|
|