Суббота, 18.05.2024, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология онлайн

Форма входа

Курсы

Главная » Статьи » 1 курс » Возрастная психофизиология

Торможение условных рефлексов
Наряду с процессом возбуждения, важное место в осуществлении высшей нервной
деятельности занимает другой физиологический процесс – торможение, благодаря которому
условнорефлекторная деятельность уточняется и специализируется. Изучая тормозные
процессы в коре мозга, Павлов разделил все виды коркового торможения на две группы:
безусловное торможение, или внешнее, и условное, или внутреннее.
Безусловное торможение свойственно всем этажам центральной нервной системы,
его не нужно вырабатывать, оно является врожденным и связано с появлением очага
возбуждения в другой зоне, вне дуги основного рефлекса (отсюда - "внешнее”). Внешнее
торможение включает три вида: постоянный тормоз, гаснущий тормоз и запредельное
торможение. Постоянный тормоз отличается неизменно возникающим торможением
условных рефлексов при каждом воздействии этого раздражителя (например, болевой
раздражитель), в связи с постоянным характером возбудительной реакции, вызываемой
данным раздражителем в другой системе. Гаснущий тормоз – это безусловное торможение,
возникающее при действии дополнительных, случайных раздражений, обусловливающих
ориентировочный рефлекс; но поскольку ориентировочный рефлекс на один и тот же
раздражитель со временем становится слабее и постепенно пропадает, торможение,
связанное с ним также исчезает, гаснет. И, наконец, запредельное торможение образуется
при действии чрезмерно сильных или длительных раздражений и является
"охранительным” (Павлов) для нейронов коры.
Условное торможение представляет собой специфически корковый процесс и,
подобно условным рефлексам, должно специально вырабатываться. Оно возникает из очага,
локализованного в дуге основного тормозимого рефлекса и поэтому называется
"внутренним”. Внутреннее торможение также объединяет несколько видов торможения:
угасательное, дифференцированное, торможение запаздывания, условный тормоз и сонное.
Угасательное торможение (или угасание условных рефлексов) развивается при
неподкреплении ранее выработанного условного рефлекса. Дифференцировочное
торможение возникает при неподкреплении раздражителей, сходных с подкрепляемым сигналом. Торможение запаздывания развивается в начале действия условного сигнала,
если подкрепление отставляется во времени от начального момента его включения.
Условный тормоз — это внутреннее торможение, образующееся при неподкреплении
комбинации положительного сигнала с каким-либо дополнитлеьным; при этом изолированно
действующий положительный раздражитель сохраняет свое сигнальное значение, а
дополнительный – приобретает условное тормозное. И, наконец, сонное торможение,
которое, несмотря на то, что является врожденным, отнесено Павловым к внутреннему
торможению; оно имеет охранительный характер и развивается чаще всего по законам
внутреннего торможения. Все виды внутреннего торможения способны к тренировке,
осуществляются тем легче, чем слабее тормозимый условный рефлекс, сильнее условный
тормозный сигнал и уравновешеннее нервная система у экспериментального животного или
испытуемого человека.
Внутреннее торможение, подобно условному рефлексу, может переделываться и
разрушаться под влиянием внешних (специальных либо случайных) раздражений. Под
действием внешних сигналов, порождающих ориентировочный рефлекс, возникающее
возбуждение, действуя как внешний тормоз на очаг внутреннего торможения, вызывает его
растормаживание (подобно торможению условных рефлексов) и таким образом способствует
проявлению (или восстановлению) начавшего тормозиться условного рефлекса.
Возрастные особенности торможения
Уже в первые дни постнатальной жизни проявляется безусловное торможение
(гаснущий и постоянный тормоз). С 8-9-го дня жизни младенца у него появляется
способность к условному торможению вегетативных рефлексов (Крачковская). В то же
врямя угашение и дифференцировка экстероцептивных условных рефлексов формируется
лишь с 3- месячного возраста (Кольцова). Условный же тормоз и торможение запаздывания
развиваются более поздно  соответственно с 4-х и 5-ти месяцев (Кольцова). Но лишь во
второй половине первого года жизни, когда сокращается время сна, а время бодрствования
увеличивается с 4-х до 10-ти часов в сутки, оказывается возможной более или менее
длительная тренировка условного торможения, что приводит к его упрочиванию.
Однако, даже у годовалого ребенка, несмотря на возможность формирования всех
видов внутреннего (условного) торможения, гораздо более действенным является
торможение внешнее (безусловное). К концу первого года жизни, кроме интеро-, проприо-,
и экстероцептивных конкретных воздействий, сигнальное значение приобретают отдельные
слова и фразы  как возбудительное (пусковое условно-рефлекторное), так и тормозящее
(Кольцова). возбуждением и торможением, и при этом отмечается способность последовательного
торможения к быстрой концентрации.
В переходном возрасте у подростков ослабляется активное торможение, вследствие
гормонального взрыва, характерного для пубертатного кризиса. Однако к концу переходного
периода устанавливаются гармоничные возбудительно-тормозные отношения коры и
подкорково-стволовых отделов мозга, которые достигают дефинитивной зрелости у
взрослого человека, хотя и отмечаются некоторые половые различия в протекании
психических процессов. Так, у женщин быстрее замыкаются положительные условные связи,
а у мужчин быстрее вырабатываются дифференцировки. Кроме того, у женщин раньше (к
18-24 годам) устанавливается стабильность нервных процессов и коррелированность их
силы и возбудимости нервной системы, у мужчин же подобные изменения наступают
существенно позже  к 25-33 годам, что свидетельствует о более ранней "зрелости"
нервных процессов у женщин.
Что же касается изменения тормозных процессов при старении, то здесь отмечаются
определенные параллели с изменениями условнорефлекторной замыкательной функции и
общего состояния организма, т.е. возникают определенные затруднения в образовании
новых, как положительных, так и особенно тормозных условных рефлексов. Это касается
всех видов внутреннего торможения  и угасательного, и дифференцировочного, и
запаздывательного, и условного тормоза (Усов). Таким образом, при старении возникает
нарушение взаимоотношения между раздражительным и тормозным процессами при
ослаблении обоих процессов, но особенно тормозного.

У 2-3-летнего ребенка продолжают совершенствоваться в коре мозга возбудительно-
тормозные отоношения.
В 5-7-летнем возрасте существенно возрастает сила и подвижность нервных
процессов. Усиливается внутреннее торможение, хотя выработка его еще представляет
определенную трудность. Тем не менее, периоды тормозного состояния становятся более
пролонгированными по сравнению с 3-5-летним возрастом, а выработка угасательного и
дифференцировочного торможения происходит примерно вдвое быстрее, чем в раннем (3-5-
летнем) возрасте. В 5-7 лет ребенок способен формировать программы поведения и
удерживать их в памяти, благодаря становлению и стабилизации функций лобных долей
коры (Кольцова), с одной стороны, а с другой,  благодаря дальнейшему углубленному
развитию возбудительно-тормозных отношений. В этот период происходит активное
формирование у ребенка всех основных проявлений высшей нервной деятельности.
В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам
приближаются к таковым у взрослого человека (Иванов-Смоленский). Так, в этот возрастной
период оказываются хорошо выраженными индукционные отношения между

Категория: Возрастная психофизиология | Добавил: Yasacura (12.01.2010)
Просмотров: 11436
Реклама
Поиск
Статистика