Данная схема является сокращенным
вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети - сироты.
Консультирование и диагностика. М., 1998. Она не направлена на постановку
диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить
внимание на некоторые тревожные симптомы.
10 дней
1. Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует
взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может
следить за игрушкой в одну сторону.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или
реагирует одним способом на звук с обеих сторон.
18-20 дней
1. Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения
заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
через 5-10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в
течение 10-15 с.
1 месяц
1. Зрительные ориентировочные реакции:
плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке,
плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает
голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону, не менее
2 раз.
2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается
во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены.
3. Эмоции и социальное поведение: первая
улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3-4 обращения
к нему.
4. Движения общие: лежа на животе,
пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову
после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.
5. Подготовительные этапы развития
активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после
нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима
отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
2 месяца
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) длительное зрительное сосредоточение:
смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит
на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;
б) длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10-15 с) за небольшой игрушкой (до 50
см), поворачивая голову вправо и влево.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) ищущие повороты головы при длительном
звуке: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо
и влево; возможен преимущественный поворот голову в одну сторону;
б) поворачивает голову в сторону голоса
взрослого: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в
сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".
3. Эмоции и социальное поведение.
а) быстро отвечает улыбкой на разговор с
ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;
б) длительное зрительное сосредоточение
на другом ребенке: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос,
поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15-30 с. Движения
заторможены.
4. Движения общие: лежа на животе,
поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает
голову не менее 5 с.
5. Подготовительные этапы развития
активной речи: повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
1. Зрительные оринтировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с
ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего
взрослого или игрушку в течение 10 с.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) проявляет комплекс оживления в ответ
на эмоциональное общение с ним (разговор): смотрит на лицо взрослого. После
одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает
и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в
течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного
компонента;
б) ищет глазами ребенка, издающего
звуки: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник
звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать
комплексом оживления.
3. Движения руки: случайно наталкивается
руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и
наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается
захватить ее и прослеживает глазами движения рук.
4. Движения общие:
а) лежит на животе, опираясь на
предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин): сразу высоко поднимает
голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат.
Сохраняет это положение в течение 1 мин;
б) удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого): удерживает голову прямо в течение 30 с;
в) при поддержке под мышки крепко
упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе: при
прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими
ступнями.
4 месяца
1. Зрительные ориентировочные реакции:
узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит
выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно
смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу
переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме
ребенка реакция может отсутствовать.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) поворачивает голову в сторону
невидимого источника звука и находит его глазами: слушает в течение 2-3 с и
четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами
погремушки или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;
б) по-разному реагирует на спокойную и
плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения
заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого,
появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в
течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.
3. Эмоции и социальное поведение:
а) во время бодрствования часто и легко
возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за
окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и
более;
б) ищет взглядом другого ребенка,
рассматривает, радуется, тянется к нему: активно ищет и находит взглядом
соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться,
иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.
4. Движения руки и действия с
предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью
игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает,
захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
5. Движения общие: то же, что и в 3
месяца, но более ярко выражено.
6. Подготовительные этапы развития
активной речи: гулит; гулит сам или через 1-3 мин после общения с ним
взрослого.
7. Навыки и умения в процессах: во время
кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку; при виде груди матери
или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления - руки на
бутылочке.
5 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо
знакомого и незнакомого человека); при виде знакомого взрослого радуется,
оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он
хмурится, может заплакать.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) узнает голос матери или близкого
человека; к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к
повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого
прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет,
если голос замолкает;
б) различает строгую и ласковую
интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует: на ласковую интонацию
улыбается, оживляется, на строгую - сосредоточивается, хмурится, может
заплакать.
3. Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; осматривает все, находит
глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется,
старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним
звуки.
4. Движения руки и действия с
предметами:
а) берет игрушку из рук взрослого:
смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и
берет ее (возможно, одной рукой);
б) удерживает в руке игрушку: взяв
игрушку, не роняет и удерживает ее в течение 30 с.
5. Движения общие:
а) долго лежит на животе, подняв корпус
и опираясь на ладони выпрямленных рук: сразу после того, как положили на живот,
или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки,
поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных
рук;
б) переворачивается со спины на живот:
следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу
переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь
на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при
помощи взрослого;
в) ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и
тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.
6. Подготовительные этапы развития
активной речи: подолгу певуче гулит - длительно, нараспев произносит гласные
звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения
со взрослым).
7. Навыки и умения в процессах: ест с
ложки полугустую и густую пищу - открывает рот, когда ложка касается его губ.
Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.
6 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции:
по-разному реагирует на свое и чужое имена - прислушивается. Если называю чужое
имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя,
радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.
2. Движения руки и действия с
предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу
занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; сразу после привлечения
внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку,
перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.
3. Движения общие:
а) переворачивается с живота на спину:
следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам
или при помощи взрослого:
б) передвигается, переставляя руки или
немного подползая: в течение 3-5 с смотрит на игрушку и пытается достать,
подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или
назад.
4. Подготовительные этапы развития
активной речи: произносит отдельные слоги: однократно или редко произносит
какой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к
взрослому, повторно произнести слог за ним.
5. Навыки, и умения в процессах.
а) хорошо ест с ложки, снимая пищу
губами: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами;
б) пьет из блюдца или чашки небольшое
количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает
всю порцию.
7 месяцев
1. Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.; многократно
перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке,
бросает вниз (1 мин).
2. Движение общие, хорошо ползает
(много, быстро, в разных направлениях); сразу или после рассматривания игрушки
и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами,
энергично, быстро любым способом меняет направление.
3. Подготовительные этапы развития
понимания речи: на вопрос: "Где ... ?" - находит взглядом предмет,
находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.) -
поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.
4. Подготовительные этапы развития
активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет
сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1-5 мин произносит
повторно слоги: "ба-ба", "ма-ма" или др.
5. Навыки и умения в процессах: пьет из
чашки, которую держит взрослый - прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.
8 месяцев
1. Эмоции, и эмоциональное поведение:
смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет; смотрит внимательно,
с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть
заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его
действиям, тянется к игрушке.
2. Движения и действия с предметами:
а) игрушками занимается долго и
разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч один
раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи
взрослого. Выполняет любые два действия;
б) подражает действиям взрослого с
игрушками (катает, стучит, вынимает и т.п.); смотрит на действия взрослого и
подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и
однократно. Может выполнить два действия из трех.
3. Движения общие.
а) сам садится, сидит и ложится;
поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и
садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с
участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на
бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим
способом;
б) держась руками за барьер, сам встает,
стоит и опускается; цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну
ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется.
Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за
игрушкой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и,
придерживаясь, становится на четвереньки или садится;
в) переступает, держась за барьер; идет
за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
4. Подготовительные этапы развития
понимания речи:
а) на вопрос: "Где ... ?" -
находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах; на вопрос:
"Где ... ?" - поворачивает голову и смотрит на называемый предмет,
находит два предмета;
б) по слову взрослого выполняет
разученные ранее действия (без показа), например, "ладушки",
"дай ручку" и др.; по просьбе выполняет одно из движений.
5. Подготовительные этапы развития
активной речи:, громко, четко и повторно произносит различные слоги; произносит
повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
6. Навыки и умения в процессах: ест
корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит
взрослый; держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или
деснами; при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка
придерживая чашку руками.
9 месяцев
1. Слуховые ориентировочные реакции:
плясовые движения под плясовую мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под
плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.
2. Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет к нему навстречу; подражает действиям и движениям
другого ребенка; один ребенок, посмотрев на другого, уходит, другой
устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются
(возможна игра в прятки и др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает
подражать им - стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает
оттуда игрушки, повторяет действия детей.
3. Действия с предметами: с предметами
действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает,
гремит, нажимает и др.) - резиновую игрушку сжимает, крышку открывает,
погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.
4. Движения общие: переходит от одного
предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками: смотрит на взрослого и
направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или
чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре
приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает
два-три перехода.
5. Подготовительные этапы развития
понимания речи:
а) на вопрос: "Где ... ?" -
находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их
постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет
и находит их на других местах;
б) знает свое имя: на зов приближается к
взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
6. Подготовительные этапы развития
активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете,
слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин повторяет
слоги.
7. Навыки и умения в процессах:
а) хорошо пьет из чашки, слегка
придерживая ее руками, четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками,
наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый
перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее;
б) формируется навык опрятности
(спокойно относится к процессу высаживания на горшок): ребенок спокойно и
адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке,
иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.
10 месяцев
1. Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; действия одного ребенка
привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или
независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки
из одного ящика, улыбаются друг другу).
2. Действия с предметами: самостоятельно
и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и
вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают
устойчивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия,
по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия
не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).
3. Движения общие:
а) встает около горки, берется руками за
перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным
шагом или берется за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;
б) идет вперед с поддержкой за обе руки:
шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным
шагом) или чередующимся шагом.
4. Понимание речи: по просьбе: "Дай
..." - находит знакомые предметы среди других и дает их; находит, берет и
дает две из трех называемых игрушек.
5. Подготовительные этапы развития
активной речи: подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не
было в лепете ребенка; слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или
через 1-2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.
4. 6.
Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 10 месяцев.
11 месяцев
1. Эмоции и социальное поведение:
а) радуется приходу детей; радуется
детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется,
лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер);
6) избирательное отношение к детям -
радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если
этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого
ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному
ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает
иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его
игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.
2. Действия с предметами: овладевает
новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого
(накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями
на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) -
накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.
3. Движения общие:
а) стоит самостоятельно; отрывается от
опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает
в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют;
б) делает первые самостоятельные шаги;
отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.
4. Понимание речи:
а) по словесной инструкции выполняет
разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и
пр.); по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет
любые два действия;
б) появляются первые обобщения в
понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит
среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.; находит две-три игрушки одного
вида и дает их. Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки,
пуговицы на одежде и др.).
5. Активная речь: произносит первые
слова-обозначения, например, "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.; во
время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными
словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.
12 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) различает предметы по форме (отличает
кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик,
на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и
кирпичик;
б) узнает на фотографии знакомого
взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется,
трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет
взрослого, изображенного на фотографии.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) протягивает другому ребенку и отдает
игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на
него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать,
сказать: "На", может действовать молча;
б) ищет игрушку, спрятанную другим
ребенком; один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под
пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.
3. Действия с предметами:
а) самостоятельно выполняет разученные
действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.); самостоятельно или по
речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает
машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных
действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками;
б) переносит действия, разученные с
одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и
др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других,
укладывает их спать и пр.
4. Движения общие: ходит самостоятельно
(без опоры); идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление.
Проходит, не присаживаясь, до 3 м.
5. Понимание речи:
а) понимает (без показа) названия
нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные
поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место"); ребенок
выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к
названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.;
б) понимает слово "нельзя";
при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает
действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать);
в) некоторые слова в речи взрослых
принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или
после двух-трех повторений;
г) по слову взрослого выполняет
разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и
вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.
5. Активная
речь:
а) легко подражает новым слогам; повторяет за
проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция;
б) произносит пять - десять облегченных
слов; повторяет за проверяющим слова "дай, так, топ-топ" и др.; при
показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за
взрослым. Допустима отсроченная реакция.
7. Навыки и умения в процессах:
самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) - протягивает руки к
чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить
ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.
|