Подборка материалов сделана на основе
разработок Д. Чейпи [98].
Советы родителям - делать или не делать?
Делайте!
1. Радуйтесь Вашему малышу.
2. Занимаясь уборкой или приготовлением
обеда, напевайте что-нибудь.
3. Когда малыш сможет Вас слышать,
разговаривайте вслух сами с собой.
4. Если Вы увидели, что ребенок что-то
делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
5. Разговаривайте с ребенком заботливым,
успокаивающим, ободряющим тоном.
6. Когда ребенок с Вами разговаривает,
слушайте его сочувственно и внимательно.
7. Установите четкие и жесткие
требования к ребенку.
8. Говорите с малышом короткими фразами.
9. В разговоре с малышом называйте как
можно больше предметов.
10. Ваши объяснения должны быть простыми
и понятными.
11.Говорите медленно.
12. Будьте терпеливы.
13. Сначала спрашивайте "что".
"Почему" спросите, когда малыш подрастет.
14. Каждый день читайте ребенку.
15. Поощряйте в ребенке стремление
задавать вопросы.
16. Не скупитесь на награду: похвалу или
поцелуй.
17. Поощряйте любопытство и воображение
Вашего малыша.
18. Поощряйте игры с другими детьми.
19. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка
были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с
Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из
песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
21. Приобретите пластинки или кассеты с
записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и
снова.
22. Помогите ребенку выучить его имя и
фамилию.
23. Если ребенок начал что-то
коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него
появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять
интерес к тому, что ему нравится делать.
24. Посещайте специальные группы для
родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся
по соседству школах.
25. Регулярно водите ребенка в
библиотеку.
26. Будьте примером для малыша: пусть он
видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
27. Не теряйте чувства юмора.
28. Играйте с ребенком в разные игры.
29. Проблемы отцов и детей не существует
там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
1. Не перебивайте ребенка, не говорите,
что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, -
другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он
говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать то, к
чему он не готов.
4. Не заставляйте ребенка делать
что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого:
пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои
игрушки, приводить в порядок комнату.
6. Не следует постоянно поправлять
ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
7. Не говорите: "Нет, она не
красная". Лучше скажите просто: "Она синяя".
8. Не надо критиковать ребенка даже с
глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребенка
множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку
слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
11. Не ожидайте от ребенка дошкольного
возраста понимания:
всех логических связей;
всех ваших чувств ("мама
устала");
абстрактных рассуждений и объяснений.
12. Не проявляйте повышенного
беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед
или, наоборот, некоторого регресса.
13. Не сравнивайте малыша ни с какими
другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его
приятелями или родственниками.
Обратите внимание!
Слух
Бывает ли, что:
- когда Вы зовете ребенка из соседней
комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит Вас?
- ребенок "упускает" что-то,
сказанное в его присутствии?
- часто "проглатывает"
окончания слов?
- когда Вы разговариваете с малышом, он пристально
следит за Вашей мимикой?
Язык и речь
1. Трудно ли понять, что говорит Ваш
малыш?
2. Подвергается ли его речь насмешкам со
стороны других детей?
3. Мог ли он произносить слова в три
года?
4. Говорил ли он предложениями в четыре
года?
5. Трудно ли ребенку подбирать слова?
6. Стесняется ли он разговаривать?
Зрение
1. Щурится ли ребенок?
2. Подносит ли он книги и журналы близко
к лицу?
3. Как далеко он садится от телевизора?
Если Вы заметили какие-либо из этих
признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистами.
Учимся читать дома
В домашней обстановке умение читать
может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить.
Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку
следующие условия:
1. Регулярно читать малышу вслух
считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками,
различные рассказы и т.п.
2. Читать рассказы, интересные ребенку:
про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
3. Использовать каждую возможность
общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем
остальном.
3. 4.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т.д.
5. Сделать для ребенка карточки с
повседневно употребляемыми словами.
6. Записывать истории, которые малыш
будет диктовать.
7. Устраивать детям нечто вроде
экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как
до, так и после.
8. Обстановка дома должна быть спокойной
- родителям нужно быть терпеливыми.
9. Дома под рукой у ребенка всегда
должно быть достаточно материала для чтения.
10. Сами родители должны подавать
ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
11. Родителям время от времени следует
брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок, во-первых, мог полистать книги
на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их
домой.
Чтение можно сравнить с главной дорогой
в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным
наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться
языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
|