Среди многообразных
проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния,
психические свойства личности. Ковалев выдвинул гипотезу о том, что психическое
развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому.
Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы.Сеченов рассматривает психический процесс как течение психического
явления, имеющего определенное начало, динамику и конец.
Различают познавательные,
эмоциональные, регуляторные психические процессы (рис. 1). Главная функция
познавательных процессов — отражение свойств внешнего мира и внутренних
особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и
явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают
открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную
и логическую. Образные познавательные процессы — ощущение, восприятие,
представление. К процессам логического познания относится мышление.
Рис. 1. Классификация
психических процессов, состояний и свойств (схема).
В эмоциональных психических
процессах отражаются отношения человека. Они окрашивают жизнь человека
различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма
человеческих эмоций многообразна, это, например, — счастье, радость, удивление,
горе, страдание и т. д.
Основным назначением
регуляторных процессов является регуляция поведения и деятельности человека,
обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К
регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.
Кроме этого, выделяются так
называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в
протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает
в качестве 2-й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание
и память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того,
память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая
целостность личности.
Психические состояния — относительно устойчивые явления психической
деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон,
на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не
благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности,
утомления, стресса, аффекта и др.
Психические свойства личности — это устойчивые образования, обеспечивающие
определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного
человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности
человека, направленность его личности (рис. 2).
Рис. 2. Структурная
схема психических явлений (по Ананьеву).
Помимо этого, в сложных
феноменах психической деятельности выделяют три основных компонента:
функциональный, операциональный и мотивационный. Соотношение этих трех
компонентов претерпевает существенные изменения в процессе индивидуального
развития. Функциональные механизмы связаны с определенными мозговыми
структурами и являются эффектом их деятельности, они детерминированы
онтогенетической эволюцией и природной организацией человека. К
психофизиологическим функциям относятся сенсорные, моторные, логические,
мнемические, вербальные. Тренировка психофизиологических функций в процессе
деятельности, образование систем временных связей служит основой для развития
операциональных механизмов, их образование опосредуется социальными,
техническими и культурными компонентами деятельности. Операциональные механизмы
не содержатся в самом мозге, они усваиваются индивидом в процессе его
социализации и носят конкретно-исторический характер. Примером операциональных
механизмов могут быть операции различения, опознания, идентификации в процессах
восприятия; операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. в
мышлении.
Мотивационные механизмы
включают все уровни мотивации от органических потребностей до ценностных
ориентаций.
Функциональные и
мотивационные механизмы выступают как базисные образования, пронизывающие все
психические явления человека и оказывающие на них влияние.