Каждая конкретная наука
отличается от других наук особенностями своего предмета. Специфический круг
явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо — это
ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания — все то, что составляет
внутренний мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих
слов «psyche» — душа, и «logia» — знание, понимание и
означает учение о душе. Соотношение сознания,
мыслей, чувств, то есть всего того, что составляет внутренний мир человека, с
одной стороны, и явлений материального мира, с другой — одна из труднейших
проблем, когда-либо стоявших перед человеческой мыслью. Вопрос о соотношении материи
и сознания, материального мира и духовных феноменов является также основным
вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, все ученые делятся
на два противоположных лагеря: идеализма и материализма. Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную, существующую независимо
от материального мира, субстанцию. Развивая учение о душе, Платон считал, что
душа первична, существует независимо от тела; душа — это идея, вечная,
бессмертная. Природа, материя рассматриваются как вторичное, производное от
духа, идей, сознания. В современных условиях идеализм редко предстает как
открытое признание особой нематериальной сущности души. Чаще всего он
представлен в виде дуализма,который берет свое начало от учения
крупнейшего естествоиспытателя XVIIв. Декарта. Он ввел в
психологию два понятия: рефлекса и сознания. Его дуализм заключается в том, что
он противопоставил материю и дух, считая, что материальными, рефлекторными по
своей сути являются только элементарные, психические акты, которые
осуществляются машинообразно. Высшие психические проявления, дух, сознание
существуют сами по себе, независимо от мозга. На почве дуализма в психологии XIXв.
широкое распространение получила теория так называемого психофизического
параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют
параллельно, независимо друг от друга. С других позиций к сущности психических
явлений подходит материализм. С точки зрения материализма психические явления
являются результатом жизнедеятельности материи, мозга. Материя рассматривается
как первичная основа, субстрат, носитель психики. Материалистические идеи берут
свое начало от таких древнегреческих мыслителей, как Гераклит, для которого
материальным началом всего был огонь; Демокрит с его учением о мельчайших атомах
души. Но наиболее определенно материалистические тенденции в изучении
психического развил Аристотель в своем трактате «О душе». Он признает единство
души и тела, сама душа мыслится им как целое и не делимое на части. Ощущения и
восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе
которых формируются более сложные формы психического. Он разработал учение о
способностях души и гуморальную теорию темперамента, развивая таким образом
материалистические представления о душе. В материалистической психологии
первичность материи и вторичность сознания доказывается тем, что психика
возникает только на определенных этапах развития материи, а именно на ее высших
ступенях — так называемое филогенетическое доказательство. Доказательством того,
что мозг является субстратом психической деятельности, являются нарушения ее
при поражениях мозга. Это — патопсихологическое доказательство. И, наконец,
онтогенетическое доказательство заключается в том, что постепенное созревание и
развитие нервной системы в процессе возрастного развития создает необходимую
основу для психического развития человека. Таким образом, по своему
субстрату психика — свойство высокоорганизованной материи. По своему содержанию
психика является отражением объективной
действительности. Отражение есть взаимодействие, при котором одни явления
своими воздействиями представлены или отражены в других. Свойство отражения
присуще всей материи. Каковы особенности психического отражения? Во-первых,это отражение идеально,так как это образ предмета или понятие, а не сам предмет. Во-вторых,психическое отражение — субъективно.Субъективность психического отражения можно рассматривать в двух
планах. 1. Любое внешнее воздействие
преломляется через внутренние условия. В психическом отражении такими
внутренними условиями могут быть психические состояния, особенности нервной
системы, личности, темперамента; прошлый опыт, возраст, пол человека и др.
Рассмотрим пример такой опосредованности внешних воздействий свойствами нервной
системы. Известно, что условия стресса, повышенной ответственности по разному
действуют на людей в зависимости от силы нервной системы: у представителей
слабого типа нервной системы снижается продуктивность деятельности, повышается
количество ошибок, появляется растерянность, растет тревога. При сильной
нервной системе, напротив, возникают повышение продуктивности и точности
деятельности, собранность, подавление тревоги. 2. Другой смысл
субъективности психического отражения заключается в принадлежности психического
индивиду, его недоступности для постороннего наблюдения. По этому поводу
известные американские психологи Миллер, Галантер и Прибрам пишут следующее:
«Восприятия, представления, мысли, чувства — все психические явления
"трагически невидимы"». Отсюда зародились идеалистические концепции
принципиальной непознаваемости психического — агностицизм в психологии. Кант писал о том, что «попытка заглянуть
в психическое — это попытка глаза увидеть самого себя или глупая попытка
человека выглянуть в окно, чтобы увидеть самого себя идущим по улице». На этой
почве зародилась интроспективная психология, направление, рассматривающее в
качестве единственно возможного метода изучения психической реальности метод
самонаблюдения. Однако субъективность психического отражения не отрицает
возможности объективного познания мира в целом и самих психических явлений.
Критерием служит практическая деятельность человека, в ней проверяется
истинность психического отражения. Познание и объективизация самих психических
явлений достигается благодаря тому, что всякое психическое явление имеет
внешние проявления. На это указывал еще Сеченов, говоря, что каждое психическое
явление есть рефлекс, а внешним концом любого рефлекса является движение. Из
этого исходят многие психодиагностические системы, в частности, системы
миокинетической, речевой, экспрессивной психодиагностики и др. Самому субъекту психический
процесс открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми механизмы
этого явления. Человек не видит своих восприятий, но ему открывается материальная
картина мира. Действительно, когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь
предмета, мы ощущаем не то изменение, которое происходит в сетчатке глаза, а
внешнюю причину ощущений — стоящий перед нами, то есть вне нас предмет.В этом
заключается такое свойство психического отражения, как его проекция,вынесенность,
несовпадение пространства объекта с пространством органа. Мы видим предмет в
объективной точке пространства, там, где он находится, а не на сетчатке глаза,
где строится его изображение. Следующей особенностью
психического отражения является то, что оно носит опережающий характер. У животных опережающее отражение проявляется
в так называемом экстраполяционном рефлексе, когда животное ориентируется в
своем поведении на ожидаемое перемещение объекта. Это предвосхищающее поведение
у человека проявляется в построении планов и программ поведения, в
прогнозировании результатов деятельности и событий. И, наконец, важнейшей
особенностью психического отражения является его активность,которая
приобретает характер взаимодействия и выражается в адаптации к внешним
условиям, а на высших уровнях в волевой регуляции и саморегуляции поведения. Таким образом, психика есть свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в субъективном отражении объективного мира и выполняющее
роль регулятора поведения и деятельности. Особенности психического
отражения выясняют особенности предмета психологии, как науки, отличающие ее от
других областей научного знания и определяют то место, которое занимает
психология в системе современного научного знания. Место психологии в системе наук. В истории науки существовало много точек зрения на
место психологии в системе наук. Ее определяли то как естественную, то как
общественную, то как смешанную биосоциальную и социобиологическую науку.
Говорили даже о существовании двух психологий: описательной и объяснительной. Психология возникла много
веков назад в недрах философии как ее составная часть. По происхождению и
основным понятиям психология тесно связана с философией. Некоторые разделы
философии, например, теория познания,изучает закономерности процесса
познания и основные его этапы (чувственное и логическое познание), связанные с
психическими процессами. Этика как
учение о нравственности, научном понимании добра и зла опирается на знания о
личности, об эмоциях и чувствах. Эстетика
— учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторах,
которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно
связана с психологией личности. Более того, основной вопрос философии о том,
что первично — материя или сознание — по своему существу является также
психологическим. Психология тесно связана с
педагогическими науками по своим целям:
оптимальная реализация возможностей человека, его формирование, воспитание.
Задача сохранения психического здоровья человека связывает психологию теснейшим
образом с медицинскими науками: психогигиеной, неврологией, психиатрией,
педиатрией, общей терапией и др. По методу и основному
аппарату знаний психология — естественная наука (Ананьев). Познание человека
определяют в зависимости от того, что такое сам человек. Человек — высший
организм, верхний уровень и продукт биологической эволюции. Поэтому в познании
человека психология тесно связана с естественными науками: приматологией,
анатомией, физиологией общей и физиологией высшей нервной деятельности,
биофизикой, биохимией, эндокринологией, генетикой, эмбриологией и др. Биологическая эволюция
привела человека к высшей ступени развития, когда решающим фактором его
развития становится общество. Именно жизнь человека в обществе определяет
развитие сознания человека. Это убедительно доказывают примеры так называемых
«диких» детей, воспитанных животными и не имеющих существенных признаков
человеческого сознания. Дети с поражением чувствительности (слепоглухонемые)
без специального воспитания и обучения средствам общения остаются существами,
ведущими растительный образ жизни. Таким образом, сознание — это продукт
исторического, общественного развития. Специфика психологии
определяется тем, что она изучает человека не как исторический или
биологический вид, она изучает человека как личность. Главной задачей
психологии является целостное знание о
человеке.В решении этой задачи
встречаются естественные и общественные науки. Герцен писал: «Психология — это
последнее звено природы и первое звено истории». Психология в системе
современного человекознания занимает промежуточное положение, находясь, по
словам Константинова, «ровно посередине между естествознанием и
обществознанием». Такое положение психологии делает ее связующим звеном между
этими науками, делает ее наукой, которую, согласно точке зрения Пиаже, можно
рассматривать не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник их развития. Синтезируя достижения
общественных, естественных и технических наук, психология выступает в роли
одной из узловых научных дисциплин, разрабатывающих проблемы человека.
Пройти тест
|