Современная психология
находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для
молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В
настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная
психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин.
Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология
представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы
организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии.
Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной
стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию
психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях,
обогащают общую теорию психологии.
Если в основу классификации
отраслей психологии положить объект изучения,
то можно выделить следующие отрасли психологии.
Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в
филогенезе.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития
человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные
периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология
подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология),
психология старения и старости (геронтопсихология).
Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия
между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях,
познавательных стилях, мотивации поведения и др. Основными задачами является
выработка норм, стандартов в соответствии с возрастом, полом человека.
Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и
воспитания. Она тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией,
поскольку одной из важных ее задач является индивидуализация обучения в
соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями обучаемых. Важнейшей
задачей педагогической психологии является формирование гармоничной личности на
основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического
воспитания, формирования кругозора.
Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических
устройств (машин, приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов,
функций и свойств человека, стремясь обеспечить максимальную надежность и
эффективность систем контроля и управления и сократить затраты человеческого
труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в
условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита
времени или информации.
Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее
динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические
факторы эффективности и качества труда. Психология труда выявляет профессионально
важные качества личности по отношению к разным профессиям, решает проблемы
профессионального отбора и профессионального обучения.
Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия
социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие
людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и
подчинения. Важными проблемами социальной психологии является исследование
психологических механизмов формирования общественного мнения, проблемы массовых
коммуникаций. В последние годы в русле социально-психологических исследований
стали активно разрабатываться проблемы этических общностей, национальных
традиций и стереотипов поведения.
Юридическая психология — отрасль психологии, изучающая взаимоотношения
человека и права. Основные ее проблемы — исследование личности преступника,
формирование мотивации преступления, психологические основы перевоспитания
правонарушителей. В юридической психологии изучают также психологию жертвы,
психологию свидетельских показаний, психологические аспекты следствия.
Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая
межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе
здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа
клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и
адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану
здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
(Подробнее см. раздел «Клиническая психология»).
Конечно, в этом коротком
введении невозможно охарактеризовать все отрасли психологической науки, тем
более, что процесс дифференциации психологического знания продолжается и в
последние годы появились такие области, как политическая психология,
экономическая психология, организационная, психология менеджмента и т. п.
Основными тенденциями в
развитии современной психологии являются: укрепление связей психологии с
другими науками (биологическими, медицинскими, социальными, техническими);
усиление практической направленности психологии, развитие ее прикладных
отраслей, использование наряду с диагностическими широкого диапазона
психокоррекционных, поддерживающих, терапевтических, развивающих методов и
средств.
|