Первое, с чего необходимо
начинать социально-психологическое исследование, — это составление его
программы, включая и соответствующий план работы.
Первый шаг на данном пути
состоит в выборе темы исследования. Желательно определить эту тему как можно
более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом
исследователя или его контактами с коллегами, включая чтение специальной
литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая,
как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение
внести туда бОльшую ясность.
Теория — это система
положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны
между собой. Как отмечает американский психолог Франзой, самый главный вопрос
для исследователя состоит в том, насколько точно данная теория может
предсказать поведение. Кроме того, необходима «внутренняя согласованность»
теории, то есть не должно быть никаких логических несоответствий теоретических
идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть
экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые
необходимы для объяснения рассматриваемого феномена. Наконец, четвертым и самым
важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) —
способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой
теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия
социального поведения.
Далее осуществляется поиск
соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы
получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных
рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего
исследования. Во многих случаях первый и второй этапы последовательной работы
трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно
сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный
поиск. Когда информация, относящаяся к изучаемой теме, освоена исследователем в
достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой
имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного
объяснения явлений. Гипотезы представляют собой логическое следствие
определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы,
которые затем можно проверить эмпирически.
Следующий этап — выбор
исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований,
используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они
различаются по характеру организации. Корреляционное исследование направлено на
выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом
исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации
эксперимента он собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях,
которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать
некоторыми факторами этой ситуации.
Выбор между корреляционным и
экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить
сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории,
где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований
проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых
исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент
сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований.
Подавляющая часть оставшихся 25% приходится на долю корреляционного метода. В
отечественной социальной психологии, сравнительно с американской, соотношение
между экспериментальным и корреляционными исследованиями выглядит скорее
противоположным образом.
Завершив работу по
определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору
первичной информации. Есть три основных метода сбора данных: наблюдение, опросы
и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за
различными поведенческими реакциями людей широко используется в
экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно
основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной
информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах
судебных дел, переписей населения.
После того, как собраны
первичные данные, исследователь обращается к их анализу. В современной
социальной психологии этот этап требует знания статистических процедур и
компьютерных программ. Итогом указанной выше работы является научный отчет.
|