Корреляционное исследование предназначено для того, чтобы оценить
взаимоотношение между двумя и более факторами, которые называются
«переменными». Эти факторы не контролируются исследователем. Корреляционное
исследование направлено на выявление того, есть ли связь между переменными.
Когда одна переменная изменяет свою величину, что происходит с величиной другой
переменной? Преимущество данного исследовательского подхода состоит в том, что
он дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.
Направление взаимосвязи между переменными A и B говорит исследователю, как
они связаны (позитивно или негативно). Сила этой взаимосвязи может
рассматриваться как степень точности, с которой вы можете предсказать величину
какой-либо одной переменной, зная величину другой. Направление и сила
взаимосвязи между двумя переменными характеризуется статистическим критерием,
называемым коэффициент корреляции (r). Этот коэффициент может
ранжироваться от +1,00 до -1,00. Так, в случае, если переменная A высока
и переменная B высока, можно говорить о позитивной корреляции.
Если переменная A высока, а переменная B низка, то мы имеем дело с
негативной корреляцией. Наконец, если величина B никак не связана с
величиной A, говорится об отсутствии корреляции.
В социально-психологических
исследованиях полная корреляция не встречается. Здесь коэффициент корреляции
редко превышает +0,60. Корреляции от +0,50 до +0,60 и выше рассматриваются как
сильные, те, которые находятся между +0,30 и +0,50 — как умеренно сильные, ниже
+0,30 или +0,20 — как довольно слабые. Главная причина, по которой корреляция в
социально-психологических исследованиях редко превышает +0,60, состоит в том,
что всегда имеется несколько факторов, детерминирующих поведение людей, их
мнения и оценки.
Обращение исследователя к
математической обработке данных предоставляет ему возможность использования
различных подходов к вычислению коэффициента корреляции. В
социально-психологических исследованиях широко используется коэффициент
ранговой корреляции Спирмена (rs), так как он отличается
универсальностью и простотой. Универсальность коэффициента ранговой корреляции
состоит в том, что его можно применять к любым количественно измеренным или
ранжированным данным. Простота этого метода позволяет вычислять корреляцию
«вручную». Приведем пример корреляционного исследования.
Изучая особенности понимания
роли мастера в производственной организации, Свенцицкий и Гительмахер получили
множество оценочных суждений, данных работниками, находящимися на различных
иерархических уровнях. Исследователи поставили вопрос о связи между оценками
мастера «снизу» (рабочими), «сверху» (руководством цеха) и самооценкой данного
мастера. Оценивались, например, такие качества личности мастера, как
требовательность, настойчивость, уравновешенность, доброта, скромность,
дисциплинированность, справедливость, оптимизм и др.
Обнаружена положительная
корреляционная зависимость между самооценкой мастера и оценкой его рабочими (rs =
+0,39). Положительная, но менее устойчивая связь была между самооценкой мастера
и оценкой его вышестоящими руководителями (rs = +0,33). Ниже всего
оказалась величина коэффициента корреляции между оценками мастера руководством
цеха и рабочими (rs = +0,18).
Полученные коэффициенты
корреляции можно интерпретировать следующим образом. Известны данные о связи
между самооценкой личности и ее оценкой со стороны группы. Однако эта связь
проявляется не во всех случаях. Самооценка любой личности не обязательно
основывается на системе ценностей именно данной группы, в состав которой эта
личность официально входит. Рассматриваемая самооценка может быть производной
от других социальных ролей, связанных с принадлежностью этой личности к другой
группе, являющейся референтной (то есть наиболее значимой) для нее. Поскольку
самооценка мастера в несколько большей степени связана с оценками «снизу», чем
с оценками «сверху», можно сделать вывод, что в данном случае рабочие участка
играют для мастера более референтную роль, чем цеховые руководители. Что
касается весьма низкого коэффициента корреляции между оценками мастера, данными
рабочими и руководителями цеха, то это несоответствие уже отмечалось в
исследованиях, проведенных сотрудниками кафедры и лаборатории социальной
психологии Ленинградского университета (Свенцицкий). Еще раз подтверждается
сделанный ранее вывод: рабочие и руководители цеха пользуются неодинаковыми
основаниями при оценке мастера как официального руководителя. Так, по сравнению
с руководителями, рабочие более дифференцированно подходят к оценке личности
мастера. Они воспринимают своего мастера не только сквозь призму его деловых
качеств, но главным образом в зависимости от его отношения к членам бригады.
Таким образом, был получен
ряд выводов об особенностях восприятия и понимания личности и деятельности
мастера в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик
субъектов и объектов оценки.
Оценивая достоинства и
недостатки корреляционного исследования, отметим следующее. Такой тип
исследования особенно эффективен тогда, когда речь идет о сборе большого числа
данных. Результаты корреляционного исследования часто служат питательной почвой
для идей и гипотез, которые более детально могут быть изучены экспериментальным
путем. Главный недостаток корреляционного исследования состоит в том, что оно
не позволяет окончательно определить причину взаимосвязи между двумя
переменными. При проведении эмпирического исследования, кроме знания силы и
направления взаимосвязи, крайне ценной является информация о том, какая именно
переменная вызвала изменения другой.
|