Термин "психодиагностика"
можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую
дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае -
это область психологической науки "О методах классификации и ранжирования
по психологическим и психофизиологическим признакам" (К.М. Гуревич). Во
втором случае - это разработка методов выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская
деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая
деятельность).
Применительно к дошкольному возрасту
психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению
ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и
образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ).
Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях дошкольного
учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины
нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Для решения поставленной психологической
проблемы детский практический психолог должен обозначить содержание
психодиагностической деятельности. Прежде всего оно дифференцируется по
направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их
заменяющие), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры),
характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Показатели нормативно-возрастного и
индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок (группа) I. Психологические
показатели:
1) способов взаимодействия с реальностью
(познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
2) мотивационно-потребностной сферы;
3) ценностной системы (нравственная
позиция);
4) возрастной компетентности (детские
виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
5) психомоторной сферы;
6) личностно-эмоциональных особенностей.
Блок (группа) II. Психофизиологические
показатели психофизиологических особенностей (темп, стеничность, адаптивность,
динамичность и лабильность нервной системы).
Блок (группа) III. Психолого-педагогические
показатели:
1) обучаемости и предпосылок к учебной
деятельности;
2) специальных способностей
(музыкальные, художественные, математические и т.д.);
3) достижений (знания, умения, навыки).
Показатели особенностей
психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с
детьми:
1. Показатели стиля взаимоотношений в
возрастной группе (взрослый-ребенок).
2. Показатели воспитательной стратегии
(соответствие концепции дошкольного воспитания).
3. Показатели образовательной стратегии
(соответствие образовательной программе ДОУ).
4. Показатели психологической
(личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов
педагогического коллектива).
Показатели особенностей семейных
взаимоотношений:
1. Показатели стиля взаимоотношений в
семье.
2. Показатели воспитательной стратегии
родителей (лиц их замещающих).
3. Показатели сформированности и
активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной).
4. Показатели психологической (личностно-эмоциональной)
стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).
Рассмотрим специфические и
неспецифические характеристики развития ребенка относительно психических
процессов, методов и средств их диагностирования (табл. 1 и 2). Специфичность
характеристик определяется наличием конкретного методического средства,
направленного на диагностику того или иного показателя психического развития.
Неспецифичность соответствует обобщенным диагностическим средствам (наблюдение)
или совокупности методических средств (диагностическое обследование в целом).
Так, характеристика "овладения зрительным синтезом" является
специфическим показателем методики "Перцептивное моделирование",
направленной на диагностику наглядно-образного мышления. А характеристика
"упорядоченности и целенаправленности действий" является
неспецифическим косвенным показателем методик "Пиктограмма",
"Корректурная проба", направленных на опосредованное запоминание (в
первом случае) и на устойчивость внимания (во втором случае). Вариантом получения
диагностического материала по показателю "организация деятельности"
(упорядоченности и целенаправленности действий) может являться специально
организованное наблюдение жизнедеятельности детей. Тестирование - метод психологической
диагностики, "использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с
определенной шкалой значений". Целью использования тестов является
"измерение уровня развития определенного психологического качества
(свойства) личности". Примером отечественного
стандартизированного теста может служить широко распространенный в психологической
методической практике комплекс Л.А. Венгера по диагностике умственного развития
детей дошкольного возраста [65]. В комплекс входят стандартизированные тесты,
определяющие уровень развития восприятия и мышления (образного, комбинаторного,
схематического, логического); "Перцептивное моделирование",
"Систематизация", "Схематизация", "Соотнесение с
эталоном", "Рисование узора" и др.
В настоящее время в практике детского
психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также
психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип
психодиагностических средств в основе своей опирается более на качественное
дифференцирование психических феноменов, чем на их количественное измерение.
Методики этого ряда представляют собой комплекс стандартизированных* заданий
содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к
"клиническому" типу обследования. Принципы "клинического"
обследования удерживаются гибким варьированием структурных частей методики,
вводных и сопровождающих инструкций, а также отсутствием временного регламента
и жесткой системой оценок. Следует отметить, что методики с
поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста как
содержательно, так и процессуально. Содержательно они пересекаются с понятием
"детская компетентность", представленной детскими видами деятельности
(изодеятельность, конструирование, игра и др.). Процессуальная ценность
обозначена отсутствием жесткой директивности и регламентации, что позволяет
максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности,
адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обследования. Наблюдение - метод психологической
диагностики, "состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии
психических явлений с целью изучения их специфических изменений при
определенных условиях". Использование в психологической практике метода
наблюдения дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных
при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности
психологического обследования. В контексте детской практической психологии
метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и
факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными
особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях
детского образовательного учреждения. Организационная специфика метода может
быть представлена следующим образом:
- наблюдение за ребенком в условиях
естественной жизнедеятельности;
- наблюдение за ребенком в условиях
направленной деятельности;
- наблюдение за ребенком в условиях
специально организованной деятельности.
Наблюдение в условиях естественной
жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи,
дневного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения характеризуется
отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком и диагностирует
индивидуальные особенности его функционирования.
Наблюдение в условиях направленной
деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с
ребенком. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особенности поведения
ребенка в контексте взаимодействия со взрослым.
Наблюдение в условиях специально
организованной деятельности осуществляется на занятиях познавательного цикла
(развитие речи, формирование элементарных математических представлений,
обучение грамоте, ознакомление с окружающим), эстетического цикла (музыка,
изобразительное искусство), оздоровительного цикла (физкультура, плавание).
Диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями
поведения ребенка в контексте (пространстве) различного рода воздействий
(объективных и предметных).
В практике детского психолога наблюдение
может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и
направляют тестирование) и как сопроводительный (вспомогательный) метод (данные
наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования).
Для обеспечения объективности метода
используются специальные методические средства. Они представляют собой бланки
(схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений. В первом случае - это матрицы с
пересечением единиц наблюдения (поведенческие реакции, акты взаимодействий, вид
деятельности), параметров наблюдения (пространственных, временных,
содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых
психических явлений (феноменов). Во втором случае - это альбомы и таблицы с
фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут
быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений. Анкетирование - диагностический метод
"получения социально-психологической и психолого-педагогической информации
на основе вербальной коммуникации". Анкетирование в условиях дошкольного
учреждения проводится только со взрослым контингентом (родители, воспитатели,
педагоги), преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью)
и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования
является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных
установок и личностных черт, а также определение родительских и педагогических
позиций опрашиваемых.
Анкеты для родителей и воспитателей
состоят из вопросов закрытого типа (да - нет), в некоторых случаях на вопрос
предлагаются несколько вариантов ответа. Это делается, для облегчения
формулирования позиции и направления ответов в пространство диагностической
цели анкетирования. Построение анкет на основе открытых вопросов, позволяющих
самостоятельно строить ответ, в условиях дошкольного учреждения нецелесообразно
по причине краткости (нераспространенности), неопределенности, а иногда и
неадекватности ответов на задаваемые вопросы. Это связано с низкой
мотивированностью данного вида деятельности для родителей и педагогов. В
случаях необходимости сбора более полной информации рекомендуется проводить
устное анкетирование (интервью)
Беседа - диагностический метод
"получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От
анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием
жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования
данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования,
составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с
ребенком решается проблема становления контакта, а в результате беседы со
взрослыми (родителями и воспитателями) происходит "привлечение к
сотрудничеству".
В условиях дошкольного учреждения
применяются следующие виды бесед:
- свободная (не регламентированная
формой и темой);
- директивная (регламентированная темой
и заданной стратегией).
Тактика ведения беседы (процедура, методические средства), а также
количество и формулировка вопросов являются гибкими, независимо от вида беседы.
Это обусловлено возрастной спецификой в случае беседы с ребенком и трудностями
организационного характера при беседе с родителями и педагогами.Процедура психологического обследования
детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап:
- составление медицинского анамнеза на
основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником
(образец выписки из медицинской карты) ;
- составление социально-бытовой
характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей (см.);
- составление педагогического анамнеза
(педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями
и педагогами, взаимодействующих с ребенком ;
- составление семейного анамнеза на
основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
2. Адаптационный этап:
- знакомство с ребенком в процессе
наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
3. Основной этап:
- тестирование.
4. Интерпретационный этап:
- составление психологического
заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа
диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап:
- констатация результатов обследования в
процессе беседы с родителями воспитателями);
- рекомендации родителям (воспитателям)
в устной или письменной форме. Отдельным пунктом рассмотрим специфику
основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях
дошкольных учреждений. Прежде всего, особенности тестирования детей от 3 до 7
лет определяются подбором методических средств (тестов и методик).
Возрастная адаптация - основное
требование к методическим средствам в практике детского психолога. Без этого
тестирование как метод диагностической деятельности становится бессмысленным.
Так, методика
"Систематизация", направленная на диагностику логического мышления,
неадаптивна для детей 3 лет по причине актуализации наглядно-действенного
мышления. Ребенок 4-5 лет не способен адекватно решать задачи, поставленные
психологом средствами вербальной коммуникации в открытых либо
понятийно-дифференцированных опросниках ("Личностный дифференциал" и
др.).
Существуют традиционные правила
тестирования детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем:
- удержание единой пространственной позиции
психолога и ребенка ("глаза в глаза"). Она обеспечивается отсутствием
доминанты роста взрослого и организуется в детском пространстве (детский стол и
стульчики, поза лежа и т.д.);
- предоставление первоначального
свободного выбора сферы деятельности ("игра", "рисунок",
"общение" и т.д.). Он обеспечивается созданием поля возможностей для
ребенка;
- чередование сфер деятельности. Оно
обеспечивается сменой видов деятельности, на основе которых построены тесты
(общение - конструирование - движение - рисование);
- регламентирование временное
(регламентация времени). Общее время тестирования может длиться от 30 минут до
1 часа в зависимости от возраста ребенка;
- регламентация интеллектуальной
нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным
количеством) интеллектуальных тестов в диагностическом комплексе (не более трех
в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных);
- регламентация личностно-эмоциональной
нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным
количеством) проективных тестов в диагностическом комплексе (не более трех в
одной процедуре с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных);
- дублирование тестов (методик) общей
диагностической направленности. Оно обеспечивается использованием различных
методических средств для подтверждения результатов. Может осуществляться и
дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);
- варьирование процедуры тестирования.
Оно обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов
тестирования, использованием всех видов помощи при решении тестовых заданий.
Данное правило осуществляется только по мере необходимости при осложнениях
адаптации к процедуре обследования, определенных личностно-эмоциональных
особенностях ребенка (тревожность, аутичность и т.д.).
|